семейный тайм менеджмент

Семь навыков эффективных родителей: Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Отрывок из книги

Проблема, которую приходится решать всем родителям — «как успевать все». Как объединить работу, личные увлечения и воспитание детей? Как найти время на себя, супруга и любимое хобби? Алена Мороз, автор крупнейшего в Рунете проекта для родителей «Успевай с детьми», и психолог-консультант Мария Хайнц предлагают эффективный способ воспитания детей и управления своим временем. Как строить планы и достигать целей в семейной и профессиональной жизни? Как стать руководителем своей семьи? Как организовать себя и детей и научиться действовать в команде? Как составить максимально эффективный режим дня для родителей и детей? Как генерировать положительные эмоции и отсеивать негатив.

Главный секрет успешного руководителя семьи

Опыт других

Я мама двоих детей (3 и 6 лет) Я развиваю свой бизнес, учусь, и, конечно же, домашнюю работу и заботу о детях никто не отменял. Моя постоянная проблема — я ничего не успеваю, хотя стараюсь планировать. Постоянно какие-то форс-мажорные обстоятельства, непредвиденные ситуации, задержки в офисе, дополнительная работа и т. д. Заранее оговоренные сроки не соблюдаются никем из членов нашей семьи. Приходится ругаться, отношения с мужем ухудшаются. Не представляю, как приучить всех к порядку!

Что можно посоветовать в этом случае? Как бы ни тривиально звучал совет, необходимо стать руководителем семьи и взять всю ответственность на себя: за все проблемы, опоздания, форс-мажорные обстоятельства. Не вину, а ответственность за свою жизнь и жизнь своей семьи. Не сделать вид, что вы взяли ответственность, а действительно так поступить! Это отнюдь не означает, что вы должны посыпать голову пеплом и постоянно испытывать угрызения совести. Как раз наоборот! Полное принятие ответственности приводит к следующему: вы перестаете винить себя и других (мужа, жену, детей, соседей, родителей) в том, что чего-то не успеваете, а начинаете искать пути к тому, чтобы все успевать. Когда мы не берем ответственность на себя, когда перекладываем ее на плечи других, мы перестаем думать. Это доказывает знаменитый эксперимент, проведенный английским психологом Стэнли Милгрэмом в 1963 году. До сих пор он считается одним из самых шокирующих в истории психологии.

Эксперимент Милгрэма

В эксперименте участвовало три человека: руководитель, доброволец (человек с улицы, которому обещали небольшое вознаграждение «за участие в эксперименте по изучению памяти») и подставное лицо, которое играло роль «ученика». Добровольцам предлагалось «тренировать память» «ученика». Чтобы обучение было эффективным, доброволец должен был наказывать «ученика» за неправильные ответы небольшими разрядами тока. С каждым неправильно данным ответом мощность разряда повышалась на 15 вольт. Перед началом эксперимента добровольцам давали возможность испытать на себе, насколько чувствительно наказание на первой ступени.

«Ученика» помещали в отдельное помещение, а доброволец имел возможность общаться с ним по рации, говорить ему, что он его наказывает, а также слышать, что тот говорит в ответ на наказание. И что вы думаете? 65% людей были готовы наказать своих «учеников» до смерти! Они давали им разряд тока в 450 вольт! Конечно, никто не умер. На самом деле «ученику» не давали никакого разряда тока, но ситуация для добровольцев была абсолютно правдоподобной. Это были обычные люди: интеллигентные, с детьми и без, студенты. Они даже слышали, как «ученики» кричали: «Выпустите меня отсюда!», но продолжали эксперимент! Они наказывали «ученика», когда тот уже ничего не отвечал. Почему такое происходило с нормальными, обычными, такими же, как мы с вами, людьми?

Основная причина — это подчинение, то есть позиция «исполнителя». Эти люди продолжали эксперимент, потому что руководитель говорил им: «Продолжайте», «Не останавливайтесь», «Условия эксперимента предписывают довести его до конца». Люди перекладывали ответственность на плечи руководителя эксперимента, а сами переставали думать! Даже если речь шла о смертельном разряде, они считали: руководитель несет ответственность, а не я, — и продолжали «не думать».

Взять ответственность на себя не значит освободить от ответственности других членов семьи и все делать самому. Наоборот, ваша задача в этом случае — найти подходящий вариант, чтобы у каждого члена семьи была своя зона ответственности, чтобы и дети постепенно этому учились и становились «руководителями» собственной жизни. Предпринимателям, владельцам собственного бизнеса очень просто понять, что такое «брать на себя ответственность». Они знают: если не сделают этого, то их компания обанкротится. То же самое и с семьей, и с личным развитием. Представьте себе, что семья — это ваша маленькая компания, для успеха которой нужно видеть перспективу, набирать персонал, развивать его, делить обязанности — и все это делать подходящими способами, чтобы не разбить семейное счастье. Итак, главный навык руководителя семьи — умение брать полную ответственность за все происходящее на себя. Данный факт открывает вам двери к действию и решениям, а не к обвинению других и себя. Ошибки руководитель семьи использует в качестве уроков, а неудачи — для определения дальнейших шагов. Настоящий руководитель самостоятельно распределяет время и силы, которые он тратит на работу, семью, хобби. Только приняв ответственность на себя, вы становитесь хозяином, руководителем собственной жизни, а не безвольным исполнителем.

Умение решать проблемы

В обязанности любого руководителя входит решение текущих проблем. Наиболее эффективные руководители проблем не боятся и ныряют в них с головой: собирают информацию, обдумывают, находят выход. Руководители знают, что одна нерешенная проблема может повлечь за собой множество других, более сложных, что способно привести к хаосу.

В семейной жизни на проблемы зачастую закрывают глаза. Только когда раздаются тревожные звонки (болезни, ссоры, эмоциональные срывы), мы начинаем задумываться о том, что нужно что-то менять. С точки зрения исполнителя — это нормальное поведение. С точки зрения руководителя — это огромная потеря времени и сил. Гораздо легче решить проблему на стадии ее возникновения (или принять превентивные меры), нежели разбираться с ней, когда ситуация запущенна. Чем быстрее вы беретесь за решение проблемы, тем меньше шансов у страха и лени вас сковать. В решении проблем вам помогут два навыка: динамичное мышление и системный подход. На двух простых примерах вы сразу поймете, что это такое.

Динамичное мышление

Личный опыт

Мы с семьей собираемся на свадьбу друзей. Погода с утра не соответствует прогнозу — намного холоднее. 15 минут до выхода. Еще никто не одет.

— Я надену рубашку с длинным рукавом, — говорит муж. — Но ее нужно гладить.

Моя первая мысль (пример статичного мышления, не ориентированного на решение проблемы): «Неужели нельзя было предусмотреть все вчера, когда у меня было время погладить? Да и вообще — уже пора научиться гладить самому. Мне еще краситься и детей одевать».

Мой ответ (пример динамичного мышления, ориентированного на решение проблемы):

— Одень, пожалуйста, детей, я поглажу тебе рубашку. Но в этом случае мы можем опоздать. Можно надеть поверх поглаженной рубашки с коротким рукавом теплую кофту. Тогда мы не опоздаем.

Муж соглашается на второй вариант. Проблема решена, эмоциональная обстановка остается спокойной, и мы не опаздываем.

Руководителю всегда следует ориентироваться на решение проблем, и тогда обстановка не будет накаляться. В течение дня все родители попадают во множество ситуаций, когда нужно принимать решения. Люди, склонные мыслить статично, топчутся на месте, разводят бурю в стакане воды, но не двигаются с места. Очень важно постепенно развивать в себе динамичное мышление, ориентированное на решение проблем, на продвижение вперед. Как это делать?

Каждый раз при возникновении сложной ситуации, требующей принятия решения, спросите себя, прежде чем ответить вслух: «Что я сейчас делаю? Решаю проблему или топчусь на месте?» или «Что я сейчас могу сделать, чтобы решить проблему?». Если вам хочется спросить ребенка: «Почему ты это сделал? Зачем?», то вы просто топчетесь на месте. Гораздо эффективнее спросить: «Как мы это все уберем?», «Как это лучше исправить?». Такими вопросами вы направляете энергию в нужное русло: на решение проблемы, а не на эмоциональный всплеск.

Системный подход

Опыт других

У меня трое детей — девочка 6,5 лет, мальчик 4,5 лет и девочка 5 месяцев. С ними сижу я, в сад мы не ходим. Муж работает, поэтому домашнее хозяйство и дети в основном на мне. Самая большая сложность со сном старших детей. Очень много времени уходит на то, чтобы их уложить спать: они стали старше, много болтают и не могут успокоиться. Сейчас часть обязанностей выполняет няня, но осенью я опять буду одна, и хотелось бы структурировать свой день, чтобы больше успевать. Я только начинаю заниматься собой, своим образованием, так как поняла, что дальше тянуть не стоит. Дети еще маленькие, а время уходит. Поэтому начала с тайм-менеджмента, чтобы научиться тратить время не только на готовку и детей, но и на свое (а следовательно, и на их) развитие. Возвращаясь к вопросу, я определила, что необходимое мне время на развитие в течение дня — это час днем и максимум час вечером. И я никак не могу его выделить.

Наталья Р., участница курса «Тайм-менеджмент для мам»

В такой ситуации точечные решения не помогут. Ругать детей, подстраивать режим дня, чтобы дети побыстрее уснули — все это неэффективная трата времени и сил. Здесь нужно системное решение. У Натальи большая часть времени уходит на то, чтобы уложить старших детей днем и вечером спать. Они болтают и не засыпают, потому что ни днем, ни вечером не успевают устать. Процесс засыпания превратился в увлекательную игру, которая забирала у мамы энергию и два-три часа очень нужного ей времени. Анализ ситуации показал, что старшие дети находятся уже в том возрасте, когда дневной сон не обязателен. Решение пришло само собой: больше их не укладывать, а давать играть в спокойные игры или смотреть мультфильмы (можно на английском языке, чтобы проводить это время с пользой). Это время Наталья может использовать для себя (час днем). За счет того, что дети не спят днем, вечером их можно укладывать раньше. И на сам процесс будет уходить гораздо меньше времени. Это изменение позволит выиграть Наталье необходимые ей два-три часа.Системные решения позволяют решить проблему в корне. В нашем примере это не придумывать каждый день способ побыстрее уложить детей, а просто не укладывать их днем, чтобы они лучше засыпали вечером. Такой подход к решению проблем — одна из самых важных задач родителя на уровне мышления «руководитель». Самое сложное для родителей — обнаружение такой проблемы, так как в семье мы зачастую видим лишь некоторые ее симптомы. Выявить и осознать проблему — это нелегкая задача, но она по силам любому внимательному родителю.

Пример

По утрам и днем после подъема малыша в семье царит хаос из-за его крика: он в плохом настроении и успокаивается только через час. Мама уделяет время только ему, из-за чего старший ребенок не успевает собраться в садик. Всем приходится спешить, обстановка накаляется. Мама озабочена ситуацией, пребывает в плохом настроении.

Мама понимает, что весь клубок проблем начинается с крика ребенка по утрам. Она замечает, что то же самое происходит и после обеденного сна. Остальные случаи крика имеют другие объяснения — голод, усталость и т. д.

После сна дети обычно пребывают в хорошем настроении (разве что им что-то мешало спать). В нашем случае мама замечает, что ребенок во сне часто храпит и сопит. Возможно, у него проблемы снабжения кислородом во время сна. Решение приходит само собой — нужно показать ребенка отоларингологу. В итоге врач ставит диагноз «полипы в носу» и назначает амбулаторную операцию, после чего проблема хаоса в семье разрешается.

Очень многие мелкие проблемы имеют в своей основе одну, которая и есть их причина. Сто «нет» и «нельзя» за день решаются одним системным решением.

Личный опыт

В Германии огромное количество правил и запретов. И меня всегда удивляло, почему они все соблюдаются. Секретов два. Во-первых, немцы изначально с помощью автоматических систем устраивают все так, чтобы нарушить правило было невозможно (невозможно выехать с парковки, не заплатив; невозможно увезти тележку от супермаркета, так как при удалении от него колеса перестают вращаться). Во-вторых, за нарушение правил моментально наказывают, поэтому люди быстро учатся (видеокамеры на дорогах, специальная служба контроля).

Мария Хайнц

Если не хочешь постоянно запрещать, нужно решать вопрос системно. Например, вместо того чтобы запрещать детям играть с розетками — поставить на розетки замок-защиту, вместо того чтобы ругаться из-за разбросанных по кухне ложек — поставить защелку на шкаф и выделить специальные ящики для игр, куда можно положить некоторое количество пластиковой посуды. За нарушения запретов нужно наказывать сразу, а не переносить санкции на следующий день («Сегодня и завтра не получишь сладкое, потому что ударил брата»). Наказание должно быть адекватным возрасту и нарушению. Если ребенок обжегся, то он уже сам себя наказал, и ругать его не нужно. Стоит лишь еще раз подчеркнуть, что бывает, когда трогаешь горячие предметы.Чем меньше ребенок, тем меньше должно быть запретов. Все должно быть устроено так, чтобы малыш мог свободно и безопасно исследовать пространство вокруг. Для этого в первую очередь нужно самому проползти по дому на четвереньках и испробовать все на прочность на уровне роста ребенка (дернуть за скатерть, за полку шкафа и т. д.).Как только вы замечаете интерес ребенка к потенциально опасному предмету, подумайте, не можете ли вы решить проблему системно (поставить стул, чтобы ребенок не добрался до цели, спрятать предмет, накрыть его чем-то). Сначала попробуйте найти возможность сказать ребенку «да». Если такой возможности нет, то дружелюбно объясните, почему «нельзя». Современные психологи советуют помножить возраст ребенка на два — и вы получите количество допустимых «нет». Чем старше ребенок, тем меньше от него нужно прятать, но больше объяснять. Итак, родитель, обнаруживая какую-либо проблему, должен подумать, не является ли она лишь следствием другой, более крупной, которая порождает множество симптомов. Обнаружение такой проблемы — задача руководителя, и это уже половина решения. Если глубинная проблема установлена, то разобраться с ее следствиями не представляет труда. Высший уровень руководства семьей предполагает предотвращение таких проблем, пока они еще не оказали своего негативного воздействия на семью.

0

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *