Как снимают кино

Содержание:

«Таймкод» (2000)

В начале нового века ныне полузабытый британский режиссер Майк Фиггис задумал невероятный фильм-эксперимент. Развел четырех героев — кинопродюсера, его подругу, любовницу и любовницу любовницы — в разные концы Лос-Анджелеса, чтобы затем в режиме реального времени всего за 96 минут снять 96-минутный фильм «Таймкод». В финальной версии картины он поделил экран на четыре квадрата и пустил все четыре истории, каждая из которых снята единым кадром, параллельно. Магия картины Фиггиса в том, что она, конечно, выверена до секунды и устроена таким образом, что на протяжении всего сюжета истории не перебивают, а дополняют друг друга. В чем там дело и главное, чем этот сюжет заканчивается, рассказывать не будем, но если вы любите очень нестандартное, но при этом захватывающее кино, то поздравляем, вы его нашли.

Определиться с площадкой

От того, где именно ты будешь выкладывать свой контент, зависит формат видеоролика. Если хочешь продвинуться на платформе «ТикТока» — в кадре нужна как минимум симпатичная девушка и незамысловатый сюжет, который можно уместить в одну минуту. Для «Инстаграма» требуется придумать стильный визуальный ряд и интересную подпись, а чтобы попасть в топы YouТube — придется постараться и придумать что-то выдающееся, например интернет-сериал. Конечно, если поместить в кадр известную личность, просмотров будет больше. Но нужно понимать, что, если идея сама по себе неинтересна и не нова, смотреть этот ролик дольше двух секунд будет только твои мама и бабушка. Или пара друзей, которым ты скинешь видео.

Где взять недорогую камеру для съемок собственного фильма?

Как я уже намекнул выше, для этих целей подойдет современный смартфон. Большинство из них имеют неплохую HD-камеру с набором необходимых элементов управления. Но камера, как отдельное устройство, способна на большее. Поэтому, если вы можете выделить определенный бюджет на ее приобретение, то посмотрите на имеющиеся в ближайшем магазине электроники модели. Можно также использовать фотоаппарат с функцией съемки видео.

За оборудование более чем приемлемого качества придется отдать всего 10000-12000 рублей. Но если вы не можете позволить себе такую сумму, то можно купить б.у. камеру или восстановленную. Компактные видеокамеры не пользуются особым спросом на вторичном рынке, поэтому можете поторговаться. Если вы освоили на eBay, то сможете купить очень хорошую модель по весьма умеренной цене.

8.Подумай о стабилизации

Управление сосредоточено на экране телефона, поэтому твои руки все время там. Если у тебя портретник и тебе нужно переводить фокус с героя на героя или с переднего плана на дальний план, то все начинает ходить ходуном. Нужно использовать стабилизатор. Есть вариант стабилизаторов Osmo, но с объективом его нельзя использовать. Есть Freefly Movi с набором грузов, но ему нужна долгая настройка, огромная рама, из-за чего мобильное кино перестает быть таким уж мобильным. Поэтому главный стабилизатор — это нежные руки и прямые ноги оператора. Еще стабилизатором вполне может быть обычная селфи-палка.

Подготовка

Чтобы снять качественный фильм, даже на любимый смартфон, следует хорошенько подготовиться. Взвесить все «за» и «против», настроиться морально и прикупить кое-чего, чтобы дебют в мире кино стал не хуже, чем у Стивина Спилберга в далеком 1971 году.

Первое, что потребуется — это хороший объектив. Рынок универсальных объективов для смартфонов только-только набирает обороты, но уже сегодня есть весьма удачные экземпляры. Например, Sony DSC-QX100 — этот дружок вполне подойдет для кинодебюта. Оптика от Carl Zeiss с 3,6-кратным оптическим зумом и большой матрицей диагональю 1 дюйм, а также 20,2-мегапиксельное разрешение обеспечат ваш проект добротной картинкой.  Кроме того, объектив позволит управлять масштабированием и фокусировкой с помощью специального кольца на корпусе.

Штатив — еще одна «must-have» вещь, которая обеспечит синематографический дебют стабильной картинкой, а также освободит руки от извечной стойки смирно. В отличие от объективов, здесь предстоит поломать голову: сегодня штативов для смартфонов очень много. Кстати, в сети есть куча гайдов, которые помогут сделать штатив собственными руками.

Этапы кинопроизводства

От момента создания сценария до выхода фильма на большие экраны проходит много времени, иногда больше 1–2 лет. В целом же кинопроизводство делится на три этапа:

  • Подготовка. Пре-продакшн начинают задолго до съемок. На этом этапе пишется сценарий, подбирается актёрский состав, шьются костюмы, планируется расписание съемок, выбирается натура, создаются декорации, решаются организационные моменты.
  • Производство. Собственно продакшн – это съёмки фильма. Это самый дорогостоящий и длительный этап.
  • Пост-продакшн. Сюда входят монтаж, создание компьютерных спецэффектов, редакция, озвучка и другая обработка отснятого материала.

Длительность каждого из этапов и их масштабность зависят от типа кинопроекта. Например, короткометражки могут сниматься в сжатые сроки и небольшой группой людей, в то время как полнометражные фильмы обычно снимаются десятками и даже сотнями специалистов.

Маски, перчатки и тесты

Братеевский пруд на юге Москвы, рядом прогуливаются девушки. Их окружили десятки людей с камерами и микрофонами, и все в медицинских масках. На первый взгляд может показаться, что идет работа над очередным медицинским сериалом, но теперь именно так выглядит практически каждая съемочная площадка.

Если у кого-то недомогание, то на площадку его не допускают. Например, ассистент по актерам плохо себя почувствовала после одной из смен и стала соблюдать домашний режим. Это оказалась обыкновенная простуда, уже через несколько дней девушка смогла вернуться к работе.

«После выходных группа проходит тестирование на коронавирус, теперь в кинопроизводстве на это выделяется отдельная статья бюджета», — поясняет Анна Шалашина, продюсер многосерийного фильма, съемки некоторых сцен которого проходили в Братееве.

Вроде все понятно. Ну а чего не хватает российскому кино в целом?

Александра Соколовская

Думаю, основная проблема российской киноиндустрии в том, что денег мало. Менять что-то в индустрии глобально (а по сути строить ее) — это не ко мне, есть точно более компетентные люди. А я лишь хочу снимать мое кино, которое, как оказалось, нужно не только мне, что немного удивительно и дико приятно.

«Закон исключенного третьего», режиссер Александра СоколовскаяКиноликбез и короткометражные фильмы от CinePromo / YouTube

Арсений Сюхин

Сейчас российскому кино не хватает правильно выстроенной политики взаимодействия киноиндустрии с аудиторией. Продюсеры и режиссеры винят в провалах зрителей, зрители с наслаждением ругают российское кино, по большей части игнорируя его в прокате. Каждый сам по себе и сам за себя. Ситуация изменится, только если и те и другие найдут способы пойти навстречу друг другу, а не будут ждать, что ситуация на другой стороне волшебным образом изменится. Если кино перестанет слепо копировать жанры и форматы, предложит что-то новое и свое, а зритель научится смотреть фильмы легально не только в кинотеатрах, но и в интернете, то это будет как минимум хорошим стартом.

Андрей Берченко

На мой взгляд русскому кино не хватает самобытности. Сейчас большинство фильмов — калька с жанрового зарубежного кино. Мне бы хотелось привнести на экран русскую самобытность. Говорить не про то, что мы похожи на них, а про то, что в нас есть уникального.

Обложка: Shutterstock.com

Интервью: Александр Косован

1

2. «Как снять фильм за 2 месяца» Александр Макаров

Александр Макаров является продюсером Фестиваля независимого кино в России. Ну и, конечно, автором книги с довольно провокационным названием «Как снять фильм за 2 месяца».

Сейчас вам кажется это невозможным. И в самом деле, как можно успеть снять целый фильм всего за 8 недель?

Что в книге?

  • Написание сценария. С чего начинается кино? 8 этапов написания синопсиса. Как научиться видеть драматургию? Вредные советы или как получить приз в Европе?
  • Подготовка к съемке. Поиск локаций, актеров. Аренда оборудования. Правильная раскадровка. Как найти единомышленников?
  • Съемка. Работа с актерами. Операторская работа. Настройка камеры и установка света. Запись звука на площадке.
  • Пост-продакшн. Монтаж. Правильная киношная картинка. Саундтрек к фильму. Отправка фильма на фестивали.
  • Секретная формула кино.

Книга в свободном доступе. Скачать можно здесь.

Реализация

Запомните — камера смартфона будет играть ключевую роль в процессе. Поэтому, прежде чем приступить к съемкам, стоит десять раз задать себе вопрос: осилит ли режиссерские замыслы? Кроме того, не забудьте, какие сцены предстоит отснять. Возможно, стоит присмотреть в магазине что-нибудь посерьезнее, чем просто смартфон с хорошей камерой.

Если ваш смартфон по каким-то причинам не отвечает кинематографическим запросам, то стоит обратить внимание на Nokia Lumia 1020. Камера этого устройства обладает рекордной на сегодняшней день 41-мегапиксельной матрицей, что позволит забыть о проблемах с детализацией и качеством картинки

С учетом нынешнего курса ценник аппарата будет кусаться, однако для кинодебюта iPhone 6 — то, что доктор прописал. При (по сравнению с Nokia Lumia 1020) достаточно скромной матрице, смартфон имеет кучу других полезных инструментов для съемки видео. Кроме того, возможность съемки со скоростью 60 или 120 кадров в секунду пригодится любому уважающему себя режиссеру.

Дроны в этом году чаще других гаджетов были в эпицентре различных событий. Порой казалось, что СМИ в пору обзаводиться целым разделом, посвященный квадракоптерам. Мобильность этого гаджета поражает, а возможность съемки с воздуха делает отличным инструментом для тех, кто хочет попробовать себя в кино — кадры с высоты птичьего полета придутся по душе зрителю. К слову, некоторые экземпляры оборудованы встроенной камерой.

Если в сценарии уготовлено много экшена, а душа так и просит снять какой-нибудь блокбастер от первого лица, то потребуется крутая экстремальная камера. GoPro HERO4 — ваш клиент. С этой крошкой можно смело и в огонь, и в воду, и в медные трубы.

Резюмируем

Есть шесть видов крупности плана — от дальнего до детального. Монтировать лучше через один, например, крупный с общим, а не со средним.
Объекты в кадре можно размещать по правилу третей или в центре и не забывать о воздухе в направлении движения.
Расположение камеры влияет на то, как зритель воспринимает объект. Если снимать сверху, объект будет мелким и незначительным, если снизу — подчеркнуто значимым. Самый привычный ракурс — на уровне глаз.
Камеру можно поставить статично или передвигать

Для движения существуют такие приемы, как наезд, отъезд, скольжение, следование и так далее.
Чтобы управлять вниманием зрителя, используют фокс, контраст, выстраивают композицию по направляющим линиям.
Для статичных сцен в помещении свет ставят по схеме Рембрандта, для динамических используют потолочное освещение и мягкое заполняющее.
Если не получилось записать звуки и реплики в хорошем качестве, видео можно переозвучить в тихом помещении.
Новичкам проще всего монтировать видео в Adobe Premiere и использовать готовые шаблоны цветокоррекции — луты.

На этом я завершаю серию публикаций об основах создания видео. Почитать о предыдущих этапах работы над видео можно в статьях «Как делать видео. Часть 1: сценарий» и «Как делать видео. Часть 2: препродакшн».

 Читать еще: «Хайп, эстетика, юмор: благодаря чему видео становятся вирусными»

Короткометражка готова! Что дальше?

Ольга Дибцева

Допустим, вы сняли короткометражный фильм. Самое время оценить, нормально ли получилось. Если есть возможность показать кому-то, кто понимает в кино — обязательно покажите. Если результат вас устраивает, нужно сделать все, чтобы фильм увидело как можно больше людей. Даже если вы сняли артхаусное кино про то, как муха летит на протяжении восьми минут, вы наверняка заинтересованы в том, чтобы это кто-то увидел.

Андрей Берченко

Будущее вашей короткометражки зависит от того, насколько профессионально она сделана. Если вы ученик киношколы, то и без меня знаете, что делать дальше (если не знаете — напишите, я расскажу). Если же вы сняли первую свою любительскую короткометражку, то покажите ее своим друзьям, выложите на YouTube или в другие соцсети, чтобы понять, насколько хорошо у вас получилось то, что вы задумывали. 

Список к просмотру No3. Новаторы

Настоящие радикалы кинематографа добиваются отличных результатов скромными средствами.

Джон Кассаветис, 1959

Быть может, лучший пример создания фильма «на бегу», по принципу «сделай сам». Лирическая картина Кассаветиса показывает любовную жизнь джазовых музыкантов, используя импровизацию и интуицию, присущие джазовой форме.

Ной Баумбах, 2012

Энергичный, целеустремленный дух великих кинорежиссеров-новаторов жив в комедии Ноя Баумбаха и Греты Гервиг о городской девчонке двадцати с чем-то лет, увязшей в финансовых неурядицах.

Сэм Рэйми, 1981

Создатели этого необычного классического фильма ужасов домашнего производства добывали ведро бутафорской крови в мясной лавке и крепили камеру впереди мотоцикла, изображая мстительного лесного духа.

Шейн Каррут, 2004

Никто не говорил, что путешествия во времени должны быть простыми, но в малобюджетной головоломке Шейна Каррута режиссер разгадывает тайны пространственно-временного континуума с помощью двух парней, гаража и большого металлического ящика.

Кристофер Нолан, 1998

Прежде чем деньги перестали быть проблемой для режиссера «Темного рыцаря» и «Интерстеллара», он снял эту лондонскую историю о подглядывании при содействии компании друзей, с 16-миллиметровой камерой и доступным светом, снимая лишь в свободное время по вечерам и в выходные.

Сколько нужно снять короткометражек, чтобы перейти к полному метру?

Николай Лупанов

Снимать короткометражные фильмы необходимо — и чем больше, тем лучше. Потому что это сложнее, чем снять полный метр. Этот абсурдный довод я подкрепляю для себя тем, что в полнометражной картине у тебя есть больше времени для того, чтобы погрузить/раскрыть/рассказать. В коротком метре дистанция короче, интенсивнее, ярче, глубже.

Сейчас, когда каждый может снять свой фильм, общий культурный уровень произведения падает, поэтому твоя картина вынуждена обладать глубиной, эстетикой, самобытностью, харизмой. Это в идеале, конечно. Короткое кинопроизведение — это не младший брат полнометражных лент, это полноценный участник кинопроцесса, к которому требований зачастую гораздо больше. 

«Механика», режиссер Николай ЛупановNikolay Lupanov / Vimeo

Александра Соколовская

Готовность к полному метру у каждого своя. Кому-то достаточно один раз пройти все этапы производства, чтоб быть готовым к полному метру или сериалу, а кому-то надо снимать и снимать, чтоб познать всевозможные точности. Например, я давно чувствую готовность к этому. Но пока не нашла своего продюсера. Впрочем, вы можете быть уверенным в себе режиссером, и тогда вам незачем снимать что-то другое. Вперед — снимайте полный метр!

Евгений Пузыревский 

Самая большая сложность для начинающих режиссеров — добиться, чтобы тебя заметили и предложили полный метр. Когда ты снимаешь короткометражку, ты сам за все отвечаешь и принимаешь решения, но как только кто-то начинает тратить большие деньги на твой продукт, решение уже начинает принимать он. В коротком метре у тебя «в подчинении» человек 5–10, а в полном уже от сотни. И если в коротком ты можешь объяснить все «на пальцах», то в полном уже нужно научиться четко доносить свою мысль.

А вот для того, чтобы психологически прийти к полному метру, достаточно одной короткометражки. Но такой, которая покажет как твое умение работать, так и способность сделать фильм который, скажем, прогремит. Примеры доказывают, что можно снять хоть 10 коротких метров, но если ни один из них не стал мини-событием (в определенном жанре, на фестивале, у интернет-аудитории и т. п.), то никто к тебе не придет с полным метром или сериалом. Если вам не пишут с предложениями о встречах, то значит что-то не так и нужно снимать еще и еще (ну или же забросить это дело).

Арсений Сюхин

Прежде чем снимать полный метр, можно снять двадцать короткометражных фильмов, а можно и не одного. Работа над короткометражкой отличается от работы над полным метром местами довольно радикально. Если ты никогда лично не участвовал в подготовке и съемке студийного полнометражного кино, это значит, что уровень твоих познаний в этой сфере равняется примерно нулю. Так что это вопрос не количества короткометражек, а наличия строго определенного опыта и ясного понимания процесса работы над полным метром. Чем больше этого опыта, тем выше будут и личная готовность, и продюсерское доверие.

Монтаж видео

Если вы ни разу не монтировали, выбирайте Adobe Premiere — для этой программы создано больше всего уроков, справок и мануалов.

Чтобы в совершенстве освоить монтаж, нужно практиковаться месяцами, но 20% самых главных операций, решающих 80% задач, можно узнать за 9 минут из этого видео:

Обучение монтажу за 9 минут

Часто используемые операции, которые нужно освоить в первую очередь:

  • разрезать файл — K / Ctrl + K;
  • добавить видео / аудио — простое перетаскивание;
  • удалить выделенное видео / аудио — Delete;
  • на кадр влево / вправо — стрелки влево и вправо;
  • перейти к предыдущей / следующей склейке — стрелки вверх и вниз;
  • отменить последнее действие — Ctrl + Z;
  • копировать / вставить — Ctrl + C / Ctrl + V;
  • воспроизвести — пробел;
  • добавить текст — T;
  • сохранить — Ctrl + S.

Полный список горячих клавиш на сайте Adobe.

Техника

Без хорошей и качественной аппаратуры съемки фильма не представляются возможными. Все помнят, насколько хороша «картинка» в таких кинолентах, как «Трансформеры», «Пираты Карибского моря», «Мститель» и т. д. Эти фильмы, как и подавляющее большинство голливудских, снимались на камеры RED. И их себе может позволить только профессиональная киностудия. Потому что EPIC-M RED DRAGON, например, стоит более 3 265 000 рублей. Но зато какой у этой камеры динамический диапазон и детализация!

Также необходимо звукозаписывающее оборудование. Для получения качественной фонограммы используется синхронная съёмка. Звук записывается вместе с изображением, но на другую технику. Чтобы он был качественным и «чистым», используются микрофоны на петличках, которые крепятся так, чтобы их не было видно в кадре. Но не все используют этот метод. В большом количестве случаев звук перезаписывается в студии, но это занимает немало времени, так как необходимо добиться идеальной синхронности с изображением.

Однако отснять видео- и аудиоматериал – это только полдела. Ответственным этапом является процесс монтажа, который также требует наличия профессиональной техники. Для этого нужны мощные компьютеры и серьёзные программы, с помощью которых получится сделать достойные спецэффекты. Вот, например, Avid Media Composer. Это – программа для осуществления нелинейного монтажа. Именно в ней создавались такие фильмы, как «Начало», «Хроники Нарнии», «Чёрный лебедь», «Железный Человек», «Тёмный рыцарь» и т. д.

«Не YouTub’ом единым…»

Если случайного зрителя вам мало, то стоит подойти к процессу более организованно. Купить всю необходимую технику можно (достаточный для съемок набор обойдется от 200 до 500 тысяч рублей в зависимости от требований), но гораздо чаще даже сами киношники берут необходимую аппаратуру в аренду. Подобных сервисов много, обойдемся без рекламы, все они устроены примерно одинаково.

Готовое кино с таким подходом захочется продвигать, для этих целей существуют фестивальные площадки. Онлайн-платформы, где вы можете зарегистрировать себя и свой фильм, а далее по огромному каталогу выбрать нужные фестивали и подать заявку. Есть множество бесплатных вариантов, но платных гораздо больше. Впрочем, успех и карьеру не гарантируют ни те ни другие. Если самостоятельно рассылать фильмы вам не хочется, эти же площадки обычно выступают агентами, и за сумму от 50 000 рублей за один короткометражный фильм будут продвигать вашу работу.

Для примера – одна площадка на английском языке FilmFreeway и одна на русском Festagent, но вариантов в интернете гораздо больше. Чем больше заявок вы отправите, тем больше шансов пройти.

Конвертация

В зависимости от того, как предполагается распространять готовое произведение, его необходимо сохранить в определенном формате. Софт предлагает несколько вариантов на любой случай.

  • сохранение в AVI — наиболее распространенный формат, «читаемый» практически всеми устройствами;
  • запись DVD — для переноса на оптический диск и проигрывания в плеерах;
  • создание HD-видео — для воспроизведения на устройствах высокой четкости;
  • создание видео, адаптированного под определенное мобильное устройство и игровую приставку;
  • конвертация ролика для публикации на видеохостингах;
  • сохранение в форматах MP4, MKV, MOV и других.

Для всех пунктов меню программы существуют готовые шаблоны, поэтому процесс настройки происходит буквально в пару кликов. При желании вы можете настроить выходные параметры видеоролика.

Определите оптимальный способ сохранения видео и настройте параметры экспорта

Список к просмотру No2. Соавторы

Отдадим должное основным фигурам в деле создания великих кинофильмов.

Терренс Малик, 1978

Эта трагическая киносказка о сборщиках урожая в Техасском выступе стала великой благодаря экстраординарной, совершенно радикальной кинематографии — работе Нестора Альмендроса и Хаскелла Векслера. Посмотрите фильм и узнайте, как снимать ночью.

Уэс Андерсон, 2001

Дэвид Васко — художник-постановщик, претворивший в жизнь разноцветные сны Уэса Андерсона в его возвышенной саге о смерти и постепенном возрождении семьи чокнутых гениев.

Квентин Тарантино, 1994

Примером одних из самых крепких партнерских отношений в Голливуде было творческое сотрудничество режиссера Квентина Тарантино и исполнительного продюсера Харви Вайнштейна. Уважаемый и грозный титан киноиндустрии, Вайнштейн выступает в роли защитника видения художника и иногда меняет его.

Роберт Олтмен, 1978

Эта «ансамблевая» комедия (то есть комедия, где нет главных героев, все персонажи одинаково важны) — головокружительный технический подвиг, возможный благодаря фирменной манере Олтмена одновременно записывать речь множества актеров для создания великолепной многослойной какофонии голосов.

Рубен Мамулян, 1931

В этом триллере бывшего театрального режиссера Мамуляна крайне эффективно используется грим, с помощью которого режиссер и его команда превращают главного героя Фредрика Марча из добродушного викторианского доктора в порочного бродягу.

Финансы

Планирование расходов — обязательно, даже если проект короткометражный или домашний. Работу над фильмом начинают с затрат на создание сценария (если автор наемный) и заканчивают расходами на продвижение на видеохостингах, в соцсетях, блогах и т. д. Сюда же включается и стоимость покупки или аренды оборудования, а также средств монтажа и обработки.

На последних, кстати, можно неплохо сэкономить, воспользовавшись программой для редактирования видео «ВидеоМОНТАЖ», позволяющей выполнить качественную обработку, вставить титры и наложить эффекты.

Интерфейс программы «ВидеоМОНТАЖ» настолько прост, что любой новичок без труда сможет создать в ней свой первый ролик

Один день из жизни в местной парикмахерской

Центральная тема нашего документального фильма. «Джино Конти, живущий в Торонто в районе Маленькой Италии, решил повесить свои ножницы после тридцати лет работы парикмахером, потому что решил уделить больше своего времени искусству рисования».

Эта центральная тема говорит нам кое-что о главном герое и его мотивации, о чём главное действие (стрижка  волос, искусство), место действия (парикмахерская и студия). Теперь вы можете начинать снимать кадры, которые касаются нашей темы.

  • Реальность: Джино стрижёт в волосы, взаимодействуя с коллегами и клиентами.  Джино у себя дома с семьёй. Джино в своей студии. Его выставка в местной галерее.
  • Интервью: Джино, другие парикмахеры, клиенты, владелец галереи, жена и дети.
  • Видео ряд. Район Малая Италия, Торонто; экстерьеры парикмахерской и галереи; рабочие инструменты – ножницы и краски; окрестности и паб Джино.

«Век живи – век учись…»

Самый дорогостоящий и длительный способ снять свое кино – пойти учиться. На высшее образование придется выделить 4-5 лет и приличную сумму. Курсы могут быть недорогими и недолгими, но выбирайте аккуратно, чтобы цена соотносилась все-таки с качеством. По итогу у вас будет дипломная работа, хотя здесь тоже никаких гарантий. Вы можете потерять интерес и ничем не завершить свое обучение, а по статистике это происходит с множеством студентов киношкол. Однако есть несомненный плюс в обучении, и называется он «связи»

И в мире большого кинематографа это важно, а значит, плюс больших киношкол, несомненно, очевиден

Каждый из вас волен выбрать наиболее подходящий вариант на пути к своему первому фильму. Как вы видите, возможности действительно есть: на любое время и бюджет. Можно бояться и быть неуверенным, главное, не останавливаться. Лекции, воркшопы, стажировки – это все возможность сделать первый шаг. Надеюсь, что данной подборкой вселила уверенность в то, что снять свое кино может каждый. Каждый, кто по-настоящему этого хочет!

Иллюстрации Екатерины Андрющенко специально для Porusski.me

Полезные советы по съемке короткометражного кино

Сценарий.

Перед тем, как снять фильм в домашних условиях, напишите сценарий будущего видеоролика. И чем подробнее он будет, тем лучше.

Освещение.

Правильно выставленное освещение – один из главных ингредиентов в «приготовлении» качественного кино. Выставить объекты при съемке можно таким образом, чтобы свет приобрел собственное «звучание», стал элементом композиции. Поэкспериментируйте с расположением источника света. Например, сзади снимаемого объекта, чтобы в кадре остался только контур, или направленный луч для акцентирования внимания на определенной области.

Кадры.

Поэкспериментируйте с несколькими разновидностями кадров. Например, общий план – когда актеры словно часть большой картины, снятые во время движения кадры – придают ролику динамичность, крупный план одного объекта, съемка с нескольких точек одновременно, вид от первого лица.

Радиоуправляемые вертолеты.

На многих моделях радиоуправляемых вертолетов предусмотрено наличие крепления для смартфона. Съемка с воздуха, плавные, панорамные картины получаются просто отличными.

«Выходит продюсер» Александр Роднянский

От основания первого независимого украинского канала «1+1» до собственной компании «A.R. Films», в которую входят многие кинокомпании и российский кинофестиваль «Кинотавр». Таков путь Александра Родняского – известного режиссера и продюсера, а также крутого медиаменеджера.

Чем книга Александра Роднянского так крута?

  • Интересна не только киношникам и телевизионщикам. В ней каждый найдет советы как достигать целей и, невзирая ни на что, идти к своей мечте. Отличная мотивация и жизненные советы!
  • Многолетний опыт профессионала, который выстроил ТВ Украины и России, снял множество удивительных фильмов и классных сериалов.
  • Автор делится любопытными фактами из закулисья – от первого гонорара Джорджа Лукаса до происхождения трейлера.

Александр Роднянский и Роберт Родригес на съемках фильма “Мачете убивает”

Приобрести книгу можно здесь.

Данная подборка уникальна:  все книги на русском языке и в свободном доступе (заказать книгу в интернете не составит труда).

Желаем продуктивного чтения, и надеемся вскоре увидеть ваши фильмы на большом экране!

Превью: Desktopstars

Что бы еще почитать по теме?

Шаг 1: Идея и сценарий

В России уже есть довольно полезные курсы, которые знакомят с азами мастерства режиссуры. Но нельзя познакомиться с искусством, не увидев хотя бы полусотни шедевров. «Я не ходил в киношколу. Я ходил в кино», — частенько напоминает Квентин Тарантино в своих интервью. Все эти мысли о том, что современные фильмы лишь берут опыт предыдущих, не совсем правильны. Они отличаются, и в этом уже их превосходство, развитие. Тебе же нужно понять, что идея для сюжета может быть уникальной, только если ты знаешь, что этого больше нигде не было. Так что смотри, вникай, записывай.

Сценарному мастерству посвящены целые книги, и уместить это знание в пару абзацев, конечно, невозможно, но мы постараемся.

Главное, о чем забывают, начиная писать сценарий, — это не книга, а история. Печатая слово за словом, ты должен изначально видеть, как это будет выглядеть на экране.

Даже сценарий с минимальным количеством диалогов может потребовать кучу времени, которое ты потратишь на понимание и выстраивание визуальной части. Чтобы облегчить эту задачу, можешь делать зарисовки сцен в специальной тетрадке или альбоме.

Альфред Хичкок не зря говорил, что для великого фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий. Умный учится на ошибках, поэтому просто вспомним, на чем спотыкаются начинающие сценаристы. Во-первых, фразы, которые никак не характеризуют персонажа. Диалог может быть гениальнейшим, но если дворник высказывает свое мнение словами академика — зритель сразу поймет, что что-то не так. Во-вторых, одни слова мало что значат. Прописывай буквально каждое действие героя, каждый жест. Фантастический фильм «Пекло» понравился многим именно тем, что местные диалоги строились не только на словах, но и на «говорящем» молчании и еле уловимых движениях. В-третьих, хорошее творчество – спланированное творчество. Ни один хороший сценарий не рождался хаотично, поэтому заранее спланируй, как твоя история начнется, что будет происходить по ходу, и чем всё закончится. Хотя в идеале не стоит мыслить такой трехэтапной структурой.

Озвучка

Один из основных участников постпродакшн (этап, когда съемки завершены) – саунд-дизайнер. Во время озвучки он использует не только стандартные звуки, которые можно найти в интернете. Чаще саунд-дизайнер сам создает их, делает неповторимыми и уникальными.

Звуковая дорожка фильма делается в несколько этапов:

  • Первично звук записывается прямо на площадке во время съёмок. Над этим работают звукооператор, техник и бум-оператор. Для этого используют большой микрофон, обитый специальной поглощающей звуки тканью. Его нужно держать максимально близко к актерам, но так, чтобы в кадре его не было видно.
  • Затем происходит озвучка. Все неудачные дубли актёры озвучивают заново, иногда перезаписывается весь фильм, если, например, речь кого-то из актеров режиссера не устроила. При съемках фильма «Кавказская пленница» вместо Натальи Варлей (она не попадала в такт) озвучкой занималась Надежда Румянцева, у которой был большой опыт дубляжа. При озвучке «Терминатора» в немецком варианте за Арнольда Шварценеггера говорил другой человек – у самого австрийца продюсер уловил сельский акцент, не сочетающийся с брутальностью персонажа.
  • Создание звукового фона. Это шелест леса, плеск волн, шум движения автомобилей и другие звуки в зависимости от того, где происходит действие. Это один из самых сложных этапов – нужно подобрать такую комбинацию звуков, которая полностью погрузит зрителя в происходящее на экране и создаст эффект присутствия.

Не всегда нужные звуковые эффекты можно записать с натуры или найти в интернете. Некоторые редкие звуки делают саунд-дизайнеры или фоли-актеры.

Продвижение

Напоследок стоит рассказать о таком специалисте, как линейный продюсер. Это – тот человек, который должен знать, и как снять хорошее кино, и как сделать так, чтобы оно стало популярным. Он идёт рука об руку с режиссёром и сценаристом. Именно линейный продюсер осуществляет творческую подготовку к съёмкам (начиная написанием сценария, заканчивая дизайном специального реквизита). Он занимается финансовыми вопросами, ищет спонсоров и средства на кинопроизводство

Ему важно быть в курсе всего – начиная с того, на каком этапе находится процесс пошива костюмов и заканчивая вопросом о том, выдали ли зарплату участникам съёмочной группы

Кстати, этот специалист подчиняется главному продюсеру. Который, в свою очередь, продвигает проект и даёт рекомендации всей съёмочной группе касательно того, что и как надо сделать для увеличения потенциального рейтинга фильмов.

Что ж, как можно видеть, кинопроизводство является ответственным и сложным процессом, достойное воплощение в жизнь которого доступно лишь профессиональным студиям. Впрочем, и результат соответствующий. Фильмы, к процессу создания которых подошли серьёзно и ответственно, радуют сборами, исчисляемыми десятками, а то и сотнями миллионов долларов.

Александр Зубовленко,

Вряд ли можно заранее решить, что ты будешь снимать personal documentary. Ты просто находишь историю, которая тебя трогает, греет. И пытаешься сделать про это честное кино. Если взяться за актуальную, но не близкую тему, то в какой-то момент можешь не подняться рано утром на съемку, потому что ты иссяк. Нужен движок страсти и интерес к герою. У меня он появляется, когда я снимаю про личное (Александр снял два personal documentary: «Волшебную таблетку» о своей маме и «Золушку» про свою сестру. — Прим. ред.).

Съемки «Золушки» заняли почти год. Даже в семейный круг было сложно внедряться с камерой: были трудные ситуации, когда, например, сестра плакала, но мне приходилось себя заставлять не выключать камеру. Вначале кажется, что родных ты знаешь лучше, но это не так.

Мы с сестрой всегда были близки, а в процессе съемок я понял: человек живет с тобой рядом, через стенку, а ты его никогда не видел-то на самом деле. В жизни мы довольно эгоистичны, а с камерой в руках приходится где-то перетерпеть свою прихоть и эгоизм, где-то пристальнее посмотреть, прислушаться. И вот снимаешь, а в кадре совершенно другой человек. Ты и понятия не имел о том, какая у него внутри огромная жизнь и что наши родные и близкие на самом деле — закрытая книга для нас.

«Волшебную таблетку» я снимал, когда приезжал домой к родителям. Я объяснил им, что снимаю семейную хронику. Просто возникали моменты, когда было ясно: сейчас надо брать в руки камеру и снимать.

Для меня нет принципиальной разницы между тем, снимаю ли я близкого человека или чужого. Одинаково трудно, одинаковый трепет как к родственнику, так и к незнакомцу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector