Виды мотивации: внутренние ключи и внешние стимулы
Содержание:
- Организация мотивации персонала
- Теории процесса
- Виды мотивации в психологии
- Мотивация персонала: основные теории, применяемые на практике
- Виды мотивации
- Основные принципы самомотивации и факторы, влияющие на нее
- Виды нематериальной мотивации
- Теории на основе специфической картины человека
- Теория Скиннера
- Мотивация и стимулирование
- Мотивационный менеджмент – что это такое
- Процессуальные теории мотивации
- Самомотивация
Организация мотивации персонала
Любое предприятие должно задумываться о том, как повысить мотивированность сотрудников. Потому что в качестве их работы и в производительности лежит секрет успеха компании. Сущность мотивации заключается в том, чтобы постоянно подталкивать человека к эффективному труду. Сложность этого процесса заключается в том, что методы мотивации могут утрачивать свою действенность, поэтому систему мотивации в организации необходимо постоянно совершенствовать. Человек быстро привыкает к тому, что у него уже есть и перестает это воспринимать как мотивирующий фактор. Например, сотрудники, регулярно получающие премии, без особых критериев в равных размерах для всех, начинают воспринимать эти деньги как нечто само собой разумеющееся и не прикладывают особых усилий для их получения.
Теории процесса
Теория Врума
Теория выжидательной мотивации была разработана Виктором Х. Врумом и расширена Портером и Лоулером.
Теория строится на предположении, что наше поведение основано на сознательном выборе из набора возможных альтернативных поведений. Согласно теории ожидания, поведение, которое мы выбираем, всегда будет тем, что максимизирует наше удовольствие и минимизирует негативные эмоции.
Эта теория призвана объединить многие элементы предыдущих теорий. Она сочетает перцептивные аспекты теории справедливости с поведенческими аспектами других теорий.
В основном все сводится к этому уравнению:
- М (мотивация) – это значение, определяющее, насколько человек будет мотивирован ситуацией, в которой он оказался.
- E (ожидание) – восприятие человеком того, что усилия приведут к результатам. Другими словами, оценка человеком степени, в которой усилие фактически коррелирует с производительностью.
- I (содействие) – восприятие человеком того, что работа будет вознаграждена, т.е. оценка человеком того, насколько хорошо сумма вознаграждения соотносится с качеством исполнения.
- V (валентность) – воспринимаемая сила вознаграждения, которое будет результатом исполнения. Если награда невелика, мотивация будет небольшой, даже если продолжительность и содействие будут высокими.
Обратите внимание, что модель сформулирована с точки зрения внешней мотивации, в которой спрашивается: “Каковы шансы, что я получу вознаграждение, если я сделаю хорошую работу?”. Но для внутренних ситуаций мы будем думать по-другому: “Как мне будет хорошо, если я смогу это осуществить?”
Как использовать на практике
- Теория ожиданий может помочь понять, как отдельные члены команды принимают решения о поведенческих альтернативах на рабочем месте.
- Самая большая выгода от теории мотивации ожидания Врума состоит в том, что:
- Награды должны быть связаны непосредственно с производительностью
- Способ выбора награды должен быть прозрачным
- Награды должны быть заслуженными
- Награды должны быть желанными
Основное в теории Врума
Теория ожидания является теорией мотивации на рабочем месте. В ней говорится, что человек в вашей команде будет мотивирован, когда он верит, что может достичь своих целей и знает, что будет вознагражден за них, и он ценит награду. Таким образом, заслуженно награждая всех членов команды, вы можете создавать высоко мотивированный персонал и высокоэффективные команды.
Виды мотивации в психологии
В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:
- внутренняя и внешняя;
- положительная и отрицательная;
- устойчивая и неустойчивая.
Это основные виды мотивационных образований.
Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.
Внешняя и внутренняя мотивация
Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.
Каждой из них присущи свои особенности:
- Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
- Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
- Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
- При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.
Положительная и отрицательная
Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.
Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:
- повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
- рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
- уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.
Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.
Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.
Устойчивая и неустойчивая
Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:
- голод;
- жажду;
- сон;
- секс;
- общение;
- обретение новых знаний.
Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.
Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.
Дополнительная классификация мотивации
Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:
- Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
- Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
- Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
- Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
- Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
- Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
- Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
- Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.
Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:
- значимость достижения цели;
- уверенность в ее достижении;
- индивидуальное восприятие итога своей деятельности.
Мотивация персонала: основные теории, применяемые на практике
Мотивация (от лат. «мотус» – целенаправленное движение, действие) – составляющее общей корпоративной культуры предприятия. Это система методов, используемая в компании для побуждения сотрудников к эффективной работе с полной самоотдачей. При этом разработка системы мотивации персонала, если она проведена грамотно, позволяет работодателю быстрее достичь стратегических целей и реализовать планы развития, а работникам – получать удовлетворение от своей трудовой деятельности.
Существует несколько теорий, которые позволяют трактовать и прогнозировать поведение работников в разных ситуациях.
Теория потребностей Маслоу
Автором этой психологической теории мотивации является американский исследователь А.Маслоу. Визуальное воплощение она нашла в пирамиде Маслоу, представляющей собою иерархию человеческих потребностей и ценностей.
Согласно Маслоу, человек постоянно ощущает какие-либо потребности, которые могут быть объединены в определенные группы, составляющие пирамиду. В основании находятся элементарные базовые потребности, свойственные любому человеку: в еде, воздухе, пище, сексе, безопасности и т.п. По мере того, как базовые физиологические потребности удовлетворены, они уже не являются мотивирующим фактором. У человека задействуются следующие потребности, более высокого уровня. При этом потребности высоких уровней могут удовлетворяться только после того, как удовлетворены потребности низших уровней. Однако все они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Для большинства людей к важнейшим относятся ценности, составляющие базовые уровни пирамиды. Они учитываются при формировании почти всех систем мотивации персонала.
Теория потребностей EGR Альдерфера
Модель иерархии человеческих потребностей по Клейтону Альдерферу состоит из трех уровней:
- Потребности существования;
- Потребности взаимодействия и связей;
- Потребности личностного роста.
Несмотря на внешнюю схожесть с теорией Маслоу, эта модель отличается тем, что уровни, представленные в ней, равнозначны и имеют одинаковую ценность. При этом иерархия соблюдается за счет продвижения от конкретных и основных значений к более простым.
Теория повышения эффективности труда МакКлелланда
В этой модели мотивации персонала американского психолога Дэвида МакКлелланда все потребности разделены на три группы: потребности во власти, потребности в успехе и потребности в причастности. При этом считается, что базовые потребности человека уже удовлетворены, а действенным побудительным мотивом может стать только достижение высших потребностей. Высшие потребности равнозначны и взаимосвязаны. Согласно теории МакКлелланда, ставящие перед собой высокую планку люди, сами уверены в достижении успеха.
Теория ожиданий Виктора Врума
Основана на постулате о том, что человек выбирает, как ему поступить в соответствии с прогнозируемыми последствиями. При этом ожидаемый положительный результат является мотивирующим фактором, а отрицательный – демотивирующим. Согласно этой теории, выбирая определенный тип поведения, человек ожидает достичь желаемый результат.
Мотивация персонала, качественно выполняющего порученную работу, производится с учетом потребностей. Для кого-то это похвала, для кого-то – возможность дальнейшего карьерного роста. Сильнейшим фактором мотивации является делегированный уровень полномочий, позволяющий эффективно выполнять работу.
Двухфакторная теория Герцберга
Фредерик Герцберг предложил разделить потребности человека на два типа: гигиенические и мотивационые. Гигиенические относятся к базовым, физиологическим потребностям. Человек не будет удовлетворен работой, если гигиенические факторы отсутствуют или недостаточны. Но само по себе их наличие также не является определяющим. Недостаточность или отсутствие мотивирующих факторов не вызывает неудовлетворения от работы. Но если они присутствуют, удовлетворенность и мотивация повышаются.
Существует множество теорий, подводящих психологическую основу под мотивацию персонала. Но универсального подхода ни теоретики, ни практики предложить не могут. В каждом конкретном случае необходимо действовать с учетом ситуации и тех реальных потребностей, которые смогут стать действенным инструментом повышения трудового энтузиазма.
Виды мотивации
Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:
По источнику мотивов.
Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).
Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.
По результатам действий.
Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).
По устойчивости.
Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).
По охвату.
В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.
Основные принципы самомотивации и факторы, влияющие на нее
Прежде всего, необходимо понимать, что самомотивация во многом в рамках используемых методик ничем не отличается от мотивации посторонних людей. Поэтому нужно изучить базовые принципы, по которым работает мотивация в целом. Так, мотивация может базироваться на нескольких основных механизмах, которые влияют на желание человека достигнуть определенного результата:
- Побуждение. Это — способ позитивной мотивации, при котором человек самостоятельно принимает решение добиться того или иного результата, или в целом приняться за деятельность.
- Принуждение. В данном случае мотивация является негативной — человек фактически выполняет поставленные задачи ради того, чтобы избавиться от определенных негативных факторов.
- Создание обстоятельств. В этом случае мотивация происходит извне, не из-за действия самого человека или воздействия третьих лиц, а под давлением каких-либо других факторов. Такой способ мотивации может быть как позитивным, так и негативным.
Не следует думать, что негативная мотивация является сугубо «плохой», а позитивная — «хорошей». Эти обозначения касаются лишь того, что вызывает стремление действовать — позитивные события или негативные. При этом разные люди могут быть более восприимчивыми к различным факторам, что следует учитывать в том числе и при выборе методов самомотивации.
На мотивацию также может влиять множество самых разнообразных факторов. К наиболее значимым в контексте мотивации факторам можно отнести следующие:
- Фактор процесса. От того, насколько человеку нравится тот или иной процесс сам по себе, зависит и его стремление заниматься определенным делом. Логично, что нелюбимая работа будет вызывать желания избежать ее, отложить на потом, в то время как приятное времяпрепровождение может вообще не требовать никаких усилий для того, чтобы заняться им.
- Фактор времени. В зависимости от того, какое время отведено на решение той или иной задачи, изменяется и мотивация к ее выполнению. Так, людям в целом свойственно откладывать на потом задачи, не требующие срочного решения. Чем ближе время, к которому задача должна быть выполнена — тем выше мотивация для ее выполнения. Однако в критический момент, фактор времени может иметь обратный результат. Если человек понимает, что выполнить поставленные задачи вовремя не выходит — он может вовсе отказаться от работы в этом направлении.
- Фактор результата. Ожидаемый результат от выполнения задачи в виде определенного вознаграждения или иных достижений, часто является крайне эффективным методом мотивации. Чем большими будут результаты — тем большая мотивация будет их достигнуть.
- Фактор последствий. Часто невыполнение определенных поставленных задач приводит к возникновению негативных последствий. И нежелание допустить наступления подобных последствий также может серьезно повлиять на мотивацию в решении какого-либо вопроса.
Каждый человек по-разному воспринимает различные факторы мотивации, и они могут оказывать различное влияние на мотивацию. Кто-то может быть заинтересован исключительно в достижении ожидаемого результата, не опасаясь негативных последствий или непритягательности самой цели достижения определённого результата. Для других людей наиболее важным напротив, может оказаться процесс работы, в то время как результат — не будет важен. Иные люди же в первую очередь могут решать задачи из-за нежелания наступления негативных последствий.
Кроме этого, существует также и огромное количество других взглядов и точек зрения на теорию мотивации, равно как и критериев подразделения мотивации. Например, мотивация может разделяться на материальную — когда основным стимулом является непосредственно какой-либо реальный объект, предмет, результат или денежное вознаграждение, или нематериальную, которая предполагает в первую очередь достижение каких-либо нематериальных целей или получение нематериального вознаграждения. Однако, для выработки эффективных навыков самомотивации, которые могут пригодиться как в рабочей деятельности, так и за ее пределами, достаточно будет базового понимания принципов и факторов мотивации.
Виды нематериальной мотивации
Основные нематериальные формы мотивации принято разделять на четыре основных вида:
Вид 1. Социальная мотивация
Данный вид предполагает возможность карьерного развития работника. То есть, речь идет о стремлении работника продвигаться по карьерной лестнице и занимать высокие должности. Развитие профессионального формата всегда считалось достаточно востребованным элементом продвижения по рабочей лестнице.
Естественно, нужно очень грамотно организовать структуру продвижения по карьерной лестнице исключительно в зависимости от личных достижений работника. При этом рекомендуется работников, которые претендуют на повышение в должности привлекать к управленческой деятельности, давать им ответственные поручения, проверять умения, навыки, уровень квалификации. Поверьте, организовав здоровую конкуренцию на рабочие места, организовав возможность продвижения по карьерной лестнице, вы сможете активизировать максимальный интерес к выполнению поставленных задач. Но, тут нужно быть крайне внимательными. Чтобы конкуренция не была слишком жесткой. Иначе получится обратный эффект. Когда работники будут стараться сделать все возможное, чтобы не формировалась возможность продвижения других работников. Могут возникать склоки, скандалы и многие другие неприятности.
Вид 2: Психологическая
Непременно скажем о том, что самое главное для руководителя – создать отличный внутренний климат для нормальной работы специалистов. Кроме всего прочего, используются различные варианты мотивации с учетом возможности создания благотворной внутренней обстановки. Когда весь коллектив работает как одна команда, это позволяет получить отличные результаты. Естественно, достичь такой цели порой бывает крайне непросто
Именно по этой причине важно использовать уже проработанные методики, но их нужно обязательно адаптировать под определенные особенности коллектива
В первую очередь нужно формировать команду только с учетом индивидуальных особенностей всех работников. То есть, при создании команды нужно использовать различные психологические приемы, чтобы отобрать сотрудников, которые смогут идеально взаимодействовать между собой. Также нужно систематически осуществлять процесс организации корпоративных мероприятий, чтобы подчиненные имели возможность общаться с руководством в неформальной обстановке, а также смогли отлично пообщаться между собой. Также рекомендуется использовать вариант мотивации в виде личного примера. Вы должны понимать, что только так работа персонала станет на порядок выше, сформируется сплоченный коллектив, который сможет достичь поставленных целей в виде развития компании.
Вид 3: Моральная
Такая мотивация, несмотря на то, что многие специалисты ее считают нерациональной, все же дает невероятные результаты. При изучении потребностей работников нередко возникает аспект, который определяет потребность людей в уважении. Причем данное уважение люди желают получать не только от коллег, но также и от руководства. Именно по этой причине рекомендуется использовать такой нематериальный стимул, как поощрение. Например, можно предоставлять своеобразные знаки отличия, почетные грамоты, устные варианты похвалы и пр. То есть, другими словами, активные работники в определенной степени выделяются из общей массы, что делает их уникальными
И данный аспект имеет очень важное значение в процессе развития
Вид 4: Организационная мотивация
Тут речь идет о том, что руководитель обязательно должен использовать вариант стимулирования посредством грамотного и правильного процесса организации рабочих мест
Также очень значительное внимание должно быть уделено вопросу организации всего процесса труда. Обязательным условием считается оснащение рабочих мест всей необходимой, современной техникой
И тут очень важно, чтобы каждое рабочее место было удобным. Именно в такой атмосфере работник может выполнять поставленные задачи и быстро реализовывать свои цели
Непременно рекомендуется организовывать специализированные места для проведения досуга – отдыха сотрудников. Ну, и конечно же, рекомендуется использовать вариант обеспечения питанием на территории предприятия. Причем, питание может быть платным, но самое главное, чтобы все было доступным.
Теории на основе специфической картины человека
Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: “Теория X и Y” Макгрегора и “Теория Z” Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.
XY теория Макгрегора
Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.
Теория Х гласит, что:
- люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
- человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
- он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
- сбрасывает с себя амбиции как балласт;
- полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.
Согласно теории Y:
- труд – неотъемлемая часть жизни человека;
- хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
- творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
- достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.
Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.
Теория Z Оучи
В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:
- совпадение целей работника и предприятия;
- правильная организация труда;
- преданность коллективу и совместным целям;
- солидарность;
- доверие.
Положительные стороны этой теории:
- Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
- Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
- Организация обучения без отрыва от производства.
- Предоставление возможности роста.
Недостатки теории:
- Завышенные требования к соискателям.
- Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
- Медленное продвижение по службе.
Теория Скиннера
Теория мотивации подтверждения была разработана американским психологом Б. Ф. Скиннером. Теория утверждает, что внутренние потребности людей можно игнорировать, когда вы пытаетесь мотивировать их вести себя определенным образом. Зачем? Потому что это предполагает, что люди учатся изменять свое поведение в зависимости от того, что происходит с ними, если вести себя определенным образом и использовать рычаги.
Четыре фактора, которые являются рычагами мотивации:
- Положительное подтверждение – это вознаграждение, которое вы даете сотруднику, когда он демонстрирует желаемое поведение. Положительное подтверждение побуждает сотрудника продолжать демонстрировать это поведение.
- Отрицательное подтверждение также использует награды. Здесь сотрудник получает вознаграждение за желаемое поведение, путем удаления чего-то неприятного.
- Наказание происходит, когда вы используете негативные последствия на рабочем месте, чтобы удержать или остановить членов команды от нежелательного поведения.
- Последствия относятся к остановке положительных подкреплений. Вы можете остановить поведение, отказавшись от положительного подтверждения, которое привело к такому поведению.
Чтобы добиться желаемого изменения поведения, подкрепление должно быть постоянным. Существует два подхода, которые вы можете использовать для обеспечения подкрепления:
- Непрерывное подтверждение происходит, когда желаемое поведение усиливается каждый раз, когда оно наблюдается.
- Прерывистое подтверждение происходит, когда подкрепление дается периодически, это может быть как фиксированный день и время, так и периодически.
Как использовать на практике
- Укажите желаемое поведение. Если вы хотите, чтобы кто-то изменил свое поведение, первое, что вам нужно сделать, это сказать ему о своих пожеланиях. Делайте это как можно более четко и объективно.
- Следующим шагом является определение того, как часто рассматриваемое поведение происходит в настоящее время.
- Усилить желаемое поведение. Далее, необходимо определить, как и когда вы будете усиливать новое поведение.
- Оценить изменение. Последний шаг – определить, достаточно ли быстро увеличивается новое поведение, которое вы хотите.
Основное в теории Скиннера
Теория подкрепления пытается объяснить, что мотивирует хорошее и плохое поведение на рабочем месте. Это также дает нам механизм влияния на поведение нашей команды, используя то, что теория называет подтверждением, наказанием или исчезновением.
Подтверждение относится к вознаграждениям, которые используются для поощрения хорошего поведения, а наказания используются для уменьшения плохого поведения. Последствие похоже на наказание, но включает в себя устранение награды.
Мотивация и стимулирование
Часто обыденное сознание уравнивает эти понятия. Это связано с тем, что сущность мотивации и стимулирования примерно одинакова и имеет единую цель — повышение производительности труда. Но при этом мотивация – это внутренняя убежденность человека, что нужно работать хорошо, а стимулирование – это внешние, побуждающие факторы, которые подталкивают человека к необходимости работать. Оба инструмента должны продуктивно использоваться в деятельности HR-менеджера. Мотивация – это более долгосрочный феномен, для ее формирования необходимо достаточно много времени и ресурсов, но и результат она дает долгий и качественный. Стимулирование может быть более быстрым, но оно дает кратковременный эффект.
Мотивационный менеджмент – что это такое
Как система управления персоналом организации, мотивационный менеджмент сосредотачивается в первую очередь на мотивации сотрудников, как способе максимизации эффективности использования имеющихся у предприятия кадровых ресурсов. При этом подобный подход к организации труда не является в полной мере менеджментом организации, так как затрагивает исключительно вопросы работы с сотрудниками. Целью мотивационного менеджмента является:
- Определение роли каждого из работников организации.
- Разработка эффективных средств мотивации, учитывая как индивидуальные, так и коллективные потребности, и возможности.
- Развитие мотивационной политики и отслеживание изменений в процессе её реализации.
С точки зрения ответственности, мотивационный менеджмент может реализовываться как непосредственным руководителем предприятия или отдельного его структурного подразделения, так и кадровыми сотрудниками или же отдельными выделенными специалистами в данном вопросе. Либо же – одной из методик ведения мотивационного менеджмента является привлечение сторонних специалистов по механизму аутсорсинга.
В отличие от большинства других специальностей менеджмента, в вопросах мотивационного управления решающую роль играют не наличествующие навыки управления у проводящего данную политику лица, а наличие психологического образования или соответствующих навыков, равно как и понимание основных процессов, затрагивающих мотивацию сотрудника.
Основополагающим аспектом проведения мотивационного менеджмента является оценка и развитие автономности каждого из работников. Автономность сотрудников оценивается по трем различным критериям:
- Цель работы сотрудника. Она должна быть поставлена максимально четко – в этом вопросе ответственному специалисту могут помочь методики управления по целям. У сотрудника в обязательном порядке должна присутствовать определенная цель и задача в рамках организации.
- Компетентность. Данный аспект автономности касается имеющихся у работника теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с его трудовой деятельностью.
- Мотивация. Это – стремление работника к достижению поставленных целей и реализации себя как профессионала в рамках предприятия. Кроме этого, мотивация должна в первую очередь воздействовать на желание сотрудника обеспечить организации прибыль.
Таким образом, портрет абсолютно автономного работника выглядит следующим образом. Это – человек, который точно осознает поставленную перед ним цель, имеет все необходимые навыки для её достижения и стремится использовать их по максимуму. При этом задача мотивационного менеджмента – не просто обеспечить работникам наличие мотивации, но и проконтролировать иные аспекты автономности каждого специалиста для выработки наиболее подходящей политики.
Процессуальные теории мотивации
В другом ракурсе рассматривают сущность мотивации ученые, предлагающие процессуальный подход. Они делают основной упор не на содержании цели, к которой стремится работник, а на процессе ее достижения. Данный подход не отрицает значимость потребностей, но подчеркивает значимость процесса их удовлетворения. В рамках данного подхода разработаны теории: справедливости Дж. Адамса, ожиданий В. Врума, X и Y Д. МакГрегора
Все эти теории делают акцент на том, что человек при достижении своей цели обращает внимание на то, как организован этот процесс, как распределяются полномочия, вознаграждения и санкции. Для менеджмента, осмысляющего сущность мотивации в организации, эти теории оказались весьма продуктивными
В соответствии с ними осуществляется организация мотивации персонала на предприятиях. Они отлично объясняли сущность и содержание мотивации, а также позволяли выработать комплекс мер по повышению мотивированности персонала.
Самомотивация
В данном случае речь идет о желании или стремлении человека достигать поставленных целей, в качестве основы для совершения действий выступают внутренние убеждения.
Самомотивация представляет собой воздействие человека на свое состояние, когда внешняя мотивация перестает воздействовать на него должным образом. Это проявляется в том, что даже при отсутствии желания совершать действия, человек продолжает заниматься делом, осознавая его значимость и пользу для своей жизни.
Для самомотивации свойственен индивидуальный характер проявления, то есть каждый человек отдает предпочтение своим способам, призванным запустить механизм мотивации.