Сведут счет: государство берет под контроль частные музеи
Содержание:
- Бизнес-план музея
- Доигрались
- Культурный бизнес
- Стойкие оловянные
- Два но
- Музей фонда Бейелера под Базелем
- Постоянные расходы и штат музея
- ❶ Как открыть музей
- Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе
- Ремонт и оборудование
- Зачем компаниям нужны музеи?
- Персонал музея
- Коллекция Юлии Стошек в Дюссельдорфе
- Месторасположение и помещение для музея
- Преимущества и недостатки открытия музея
- История и современное положение музеев нумизматики
- Организация бизнеса
- Персонал
- Фонд Франсуа Пино в Венеции
- Особенности организации музея нумизматики
- Бизнес план музея
Бизнес-план музея
Частный музей – уже не такая большая редкость в нашей стране. Хотя большинство предпринимателей по-прежнему недоумевают: как можно получить приемлемую прибыль на организации музея? На самом деле, ничего фантастического в этом нет. Основная деятельность частного музея заключается в представлении экспонатов определенной направленности и привлечении посетителей, которые чисто гипотетически возжелают заплатить деньги за просмотр этой коллекции.
Вполне резонный вопрос: за что в этом случае согласятся платить люди? И от того, насколько правильно вы сумеете решить поставленную перед вами задачу, зависит в итоге успех всего мероприятия. Преимущество в этом вопросе принадлежит активным коллекционерам, которые в течение многих лет собирают какие-то вещи – монеты, оружие, музыкальные пластинки или даже предметы антиквариата. Если коллекция достаточно богатая, она уже может представить интерес для посетителей музея. А уж если удастся объединиться нескольким коллекционерам – ценность музея значительно повысится.
Такое увлечение, как коллекционирование, вполне может стать основой для успешного бизнеса. Заинтересовать потенциальных посетителей музея могут самые различные экспонаты, главное – суметь подать это под соответствующим соусом. Просто сваленные в несколько кучек предметы вряд ли заинтересуют человека, случайно зашедшего к вам с улицы. А вот грамотно и привлекательно оформленные стенды и полки позволят представить вашу коллекцию в наиболее выгодном свете.
Безусловно, экспонаты коллекции должны быть интересны людям. Это могут быть часы, произведенные мастерами различных эпох, старинные предметы домашней утвари, куклы и многое другое. Если ваша коллекция недостаточно широка, чтобы составить полноценную экспозицию, пообщайтесь с единомышленниками, зажгите их своей идеей. Но при этом помните: одного лишь желания создать музей вам будет недостаточно.
Первый вопрос, который вам предстоит решить, связан с поиском подходящего помещения. Оно должно удобно располагаться и в какой-то мере соответствовать образу вашей коллекции
Для этого вам потребуется соответствующее оформление, выполненное в едином стиле с духом экспозиции, это позволит привлечь дополнительное внимание к вашему музею. На то, чтобы использовать помещение в качестве музея, вам необходимо получить в местных органах власти соответствующее разрешение
Для того, чтобы бизнес активно развивался, следует тщательно изучить все тонкости и правила его функционирования. И неоценимую помощь в этом вам окажет грамотный бизнес-план музея, составленный профессионалами своего дела
Изучив этот документ, вы поймете, насколько важно правильно оценить такие факторы, как наличие источников стабильного финансирования, уровень конкуренции, а также актуальность реализованной вами идеи
Не забудьте и о штате, ведь опытный экскурсовод поможет посетителям обратить внимание на самые интересные экспонаты коллекции, что позволит повысить популярность вашего частного музея
Доигрались
В числе первых негосударственных музеев России появились музеи игрушек. Так, в 1997 году на Петроградской стороне была открыта одна из крупнейших частных коллекций игрушек, доступная для массового посещения. Ее основали Мария Марченко и Дмитрий Багаев, долгие годы собиравшие старые и современные объекты со всех концов земного шара.
В настоящее время фонды музея насчитывают около 17 тыс. экспонатов, включая уникальные игрушки, созданные в V веке н. э. Общая площадь музея — около 220 м2, а годовой поток туристов составляет 12 тысяч человек. Зарабатывает музей не только за счет экскурсий, но и за счет мероприятий, издательской деятельности и небольшого магазинчика сувениров. Однако этого не хватает на содержание коллекции, и не так давно музейщикам пришлось продать часть экспозиции.
Другой пример — Петербургский музей кукол, открытый на Васильевском острове 20 лет назад под научно–методическим руководством Российского этнографического музея. Здесь в 12 залах собраны около 40 тыс. единиц хранения. Существует музей за счет салона–магазина «Петербургский подарок», реализующего оригинальные кукольные сувениры, а также за счет коммерческого проведения выставок, дней рождения и тематических мероприятий.
Культурный бизнес
В 2010 году на основе частной коллекции бизнесмена Аслана Чехоева был создан Новый музей. Он сформирован из произведений нонконформистского искусства советского периода и работ современных российских художников, купленных меценатом в галереях и на аукционах, в том числе Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s. Площадь музея составляет 500 м2, а инвестиции в проект на начальном этапе оценивались в $1 млн.
В отличие от большинства частных коллекций, собрание Чехоева основывалось не на субъективных пристрастиях, в его основе лежала некая картина развития современного искусства. После смерти отца–основателя музей продолжил работу, в том числе и в плоскости научной, выставочной деятельности и педагогики.
На Васильевском же острове находится один из крупнейших частных музеев современного искусства в России — «Эрарта». Проект посвящен русскому искусству XX и XXI веков. Он был основан Мариной Варвариной, вдовой убитого бизнесмена Дмитрия Варварина, владельца компании «Орими». Сегодня на площади 12 тыс. м2 находится более 2800 работ в постоянной экспозиции и в год проводится более 40 выставок. В коллекции музея работы более 300 художников.
По мнению аналитиков, в создание «Эрарты» 10 лет назад было инвестировано около $30 млн. Живет музей за счет продажи билетов, проведения массовых мероприятий, а также благодаря работе магазина Erarta Home, где реализуются сувениры, книги, предметы интерьера, репродукции и оригинальные работы современных российских художников. Также работают ресторан и кофейня.
Еще один пример — Музей Фаберже, открытый в 2013 году в отреставрированном дворце Шуваловых на набережной Фонтанки. Большая часть музейных экспонатов — шедевры ювелирного искусства, в том числе знаменитого Фаберже, созданные в период с 1885 по 1917 год. Всего на площади 4,7 тыс. м2 размещено 4 тыс. экспонатов. Музей считается одним из успешнейших проектов такого рода в России. Здесь с удовольствием экспонируются самые именитые художники современности, привлекающие тысячи посетителей в день.
Стойкие оловянные
В прошлом году на территории Суворовского музея был открыт первый в России Музей оловянного солдатика. Коллекция собиралась более 30 лет, и огромный вклад в ее формирование внесли меценаты. Так, петербургский предприниматель Мусса Экзеков подарил музею выкупленную у немецкого коллекционера миниатюру парада Российской императорской гвардии 1914 года на Марсовом поле, состоящую из 2,5 тыс. солдатиков. Финансирование музея ведется за счет госсредств.
Год назад в Гостином Дворе открылся частный Музей янтаря Александра Крылова. В Петербург была перевезена часть коллекции из Калининграда. Среди экспонатов — скульптуры, портреты, зеркала в янтарных рамах и даже скрипка из янтаря, на которой можно играть. Музей очень небольшой и существует за счет продажи декоративных изделий из этого самоцвета.
Два но
Бизнес активно интересуется сегментом музеев, так как потенциал его развития очевиден, но существуют два но. Массовому вовлечению частных инвестиций в данную сферу мешают неопределенные законодательные нормы и слабая коммерческая успешность музейных проектов. Решением проблемы могут стать государственно–частные партнерства, считают эксперты.
При этом за 2 года в Петербурге было закрыто около 15 частных музеев.
Музей фонда Бейелера под Базелем
Коллекция, которая легла в основу Музея фонда Бейелера под Базелем, собиралась арт-дилером Эрнстом Бейелером и его женой Хилди с 60-х годов прошлого века. На закате жизни коллекционер решил завещать свое собрание Базельскому художественному музею. Но вскоре стало ясно, что для коллекции Бейелера там просто не найдется достойного места. Тогда коллекционер создал культурный фонд и принял решение открыть собственный музей. Для строительства здания он пригласил итальянского архитектора Ренцо Пьяно, который спроектировал центр Помпиду в Париже. В 1997 году двери нового здания, идеально вписавшегося в природный ландшафт пригорода Базеля Риена, открылись для посетителей.
Музей фонда Бейелера под БазелемФото: www.fondationbeyeler.ch
Хилди Бейелер умерла в 2008 году, Эрнст Бейелер — в 2010-м. Несмотря на то, что пара не оставила наследников, музей не зачах, а продолжил развиваться благодаря попечительскому совету во главе с бывшим директором Арт-Базеля Сэмом Келлером.
Сегодня детище Бейелеров является самым посещаемым художественным музеем Базеля. В нем выставлены более двухсот работ художников ХХ века: Пикассо, Сезанна, Руссо, Мондриана, Клее, Матисса, Джакометти, Ротко и других. Коллекцию живописи дополняют экзотические артефакты из Африки, стран Океании и с Аляски. Музей открыт для посетителей ежедневно. Он идеально адаптирован для людей с ограниченными возможностями.
Постоянные расходы и штат музея
Постоянные расходы музея
№ |
Статья расходов |
Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Коммунальные платежи (в том числе связь и интернет) |
15 000 |
2 |
Расходы от заказов сувенирной продукции, оптовой покупки книг, каталогов и аксессуаров |
45 000 |
3 |
Охрана (плюс услуги автоматизированного комплекса защиты и физическая защита) |
40 000 |
4 |
30 000 |
|
Итого: |
130 000 |
Штатное расписание и расходы на персонал:
-
Директор музея (клуба) — человек с активной жизненной позицией, очень желательно нумизмат, хорошо владеющий темой и располагающий обширными связями в среде коллекционеров — оклад 45 000 рублей;
-
Бухгалтер-кассир — сотрудник, осуществляющий бухгалтерский учет, ведущий всю финансовую документацию, выполняющий функции кассира — 25 000 рублей,
-
Помощник бухгалтера-кассира (продавец магазина) — сотрудник, помогающий и подменяющий бухгалтера-кассира, проводящий продажи в магазине — 16 000 рублей,
-
Менеджер по рекламе — сотрудник, отвечающий за размещение актуальной информации и поддержание интернет-сайта и социальных сетей — 20 000,00 рублей
-
Мастер чистоты, осуществляет уборку помещений музея — 8 000 рублей.
Итого расходы на персонал составят 114 000 рублей. Итого расходы с отчислениями в бюджет от ФОТ 147 500 рублей.
В штатном расписании музея не закладываются должности экскурсовода, делопроизводителя, хранителя фондов, так как функции эти или не нужны, или частично выполняются директором музея, а в большей степени – членами созданного при музее клуба, частными коллекционерами, на платной основе проводящие экскурсионный показ своих коллекций.
В тоже время, должность хранителя не нужна именно потому, что принцип работы музея-клуба строится на постоянно меняющихся экспозициях, принадлежащих частным коллекционерам, и в отсутствии своих музейных фондов. Сразу оговоримся о схеме премирования членов клуба за проведение экскурсионного показа своих коллекций — определенный процент от выручки, за проведенное мероприятие, думается, будет достаточным стимулом для проведения яркого и запоминающегося показа. Такая организация работы музея, заметим, является абсолютно оригинальной, и, в тоже время, наверняка заинтересует, как минимум, часть коллекционеров как возможностью заработать на показах, так и просто вовлечением их в творческий процесс жизни музея и клуба. Дополнительными статьями дохода и для музея, и для коллекционеров станут возможность платной оценки, а также покупка и продажа монет. Итого ежемесячные расходы на содержание составят 277 500 рублей.
❶ Как открыть музей
Инструкция
Подумайте, для чего вы собираетесь создать музей. От цели будет зависеть форма вашей дальнейшей деятельности. Возможно, вы хотите рассказать вашим землякам и гостям вашего города о ваших ценностях, показать им интересные экспонаты, рассказать историю ваших мест. Может быть, вы предполагаете в дальнейшем создать клуб единомышленников. Кстати, эти две цели могут и объединиться. Нет ничего плохого и в том, чтобы заработать — но тогда это должен быть уникальный музей.
Определитесь с источниками финансирования и бюджетом. Если музей находится в квартире или на вашей даче — автоматически решаются вопросы с коммунальными платежами. В этом случае можно сэкономить и на уборке, поскольку ее все равно делаете вы или члены вашей семьи. Но понадобятся какие-то суммы на приобретение и реставрацию экспонатов, а также на рекламу. Заранее подумайте, где вы их возьмете.
Придумайте виды деятельности, которые будут у вас помимо экскурсий и выставок. Это могут быть вечера, встречи с учащимися, презентации и многое другое.
Обратите внимание
Очень полезно доказать необходимость открытия музея руководителю отдела культуры. Если это получится, вы сможете получить помещение на условиях льготной аренды в каком-либо из муниципальных зданий.
Полезный совет
Для муниципального музея нужен весь комплект учредительных документов. Он обычно имеется в отделе культуры.
Если вы собрали коллекцию, которая может представлять историческую ценность или интерес для других людей, вы можете открыть собственное дело, показать миру свое увлечение, найти единомышленников, словом, организовать музей. Дело это хлопотное, но интересное и перспективное.
Инструкция
Видео по теме
Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе
А.С.: Убыточны ли музеи в России и нормально ли это? Не рассчитываете ли Вы при проектировании затраты на последующую эксплуатацию?
А.Л.: Если считать «по кассе», то музеи убыточны во всём мире, и это совершенно нормально. Другое дело, что во многих странах от таких подсчётов давно отказались. Музею нужно не зарабатывать, а создавать трафик. А деньги пусть зарабатывают рестораны, гостиницы, магазины… Экономическая эффективность музея в туристском регионе определяется не его доходами по кассе, а тем, сколько турист тратит в городе. А музей при этом может быть вообще бесплатным. В тех местах, где туристов мало или нет совсем, музеи работают в логике мериторного блага. Есть такая категория общественных благ, которую их потребители не могут оплачивать в полном объёме. Мы же не задаём вопроса: «Почему убыточен прогноз погоды или пожарная охрана?»
Затраты на последующую эксплуатацию иногда рассчитываем, но такая потребность возникает сравнительно редко. С этой задачей сами музейщики легко справляются.
А.С.: В Российской империи были музеи «музейного» уровня, удовлетворяющие требования к серьёзным музеям? Или такие музеи появились только в СССР?
А.Л.: Крупнейшие музеи, работающие в России сегодня, появились до революции. Они и тогда удовлетворяли требованиям к серьёзным музеям и сейчас удовлетворяют. Другое дело, что сегодня эти требования сильно отличаются от тех, что были полтораста лет назад.
Ремонт и оборудование
Оформление помещения производится в соответствии с общей задумкой проекта. В отдельных случаях ремонт не выполняется. Например, в музее под открытым небом огораживается участок, и на территории размещаются экспонаты по разработанному плану. В традиционном выставочном зале может понадобиться тематический дизайн, под который необходимо сделать перепланировку, реставрацию или сложные ремонтные работы.
Обычно в музей необходимо установить:
- Пожарную и охранную сигнализации.
- Стеллажные конструкции.
- Витрины.
- Системы крепежей на стены, пол, потолки.
- Мебель для посетителей.
Чаще всего выставки проходят в закрытых помещениях, поэтому необходимо позаботиться о качественном освещении в залах и оснастить дополнительной подсветкой предметы экспозиции.
Если предусмотрена интерактивная модель функционирования музея, то потребуются экраны, стереосистема, компьютерные панели. Чтобы не допустить порчи коллекции, экспонаты ограждают от непосредственного контакта с людьми. Но большинство посетителей привлекает возможность прикоснуться к интересным вещам, поэтому имеет смысл выделить зону, где часть предметов разрешено рассматривать вблизи.
В музее нужен отдел для оказания дополнительных услуг — реализации товаров и сувениров, фотоплощадка, проведение мастер-классов. Необходимо выделить небольшую территорию для нужд персонала, администрации и санитарии.
Зачем компаниям нужны музеи?
Ответ на этот вопрос очевиден, когда подобные объекты создаются для сохранения важных экспонатов, которыми будут любоваться многие поколения. Но зачем организациям брать на себя лишние хлопоты и расходы, если они всего лишь выпускают продукцию или оказывают те или иные услуги? На самом деле создание музейного пространства может выполнять разные функции:
-
Рекламную – для большего охвата целевой аудитории. Люди, приходящие в музей, знакомятся не только с продукцией/услугами предприятия, но и с его историей. А это повышает лояльность потенциальных клиентов.
-
Образовательную, направленную на обучение сотрудников, партнёров, стажёров.
-
Представительскую – для повышения имиджа компании.
-
Коммерческую – для получения дополнительной прибыли. Сегодня вход во многие музеи платный, и компании тоже могут взимать определённую плату с посетителей для пополнения своего бюджета.
Персонал музея
Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта. Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским. Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.
Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.
- “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
- “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
- “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
- “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
- “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.
Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу
: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д
Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей
Коллекция Юлии Стошек в Дюссельдорфе
Уроженка Дюссельдорфа Юлия Стошек — одна из самых влиятельных персон в мире медиа- и видеоарта — занялась коллекционированием случайно. В 2003 году она была на выставке в Нью-Йорке, где увидела инсталляцию Дугласа Гордона Play Dead Real Time. Работа произвела на Стошек большое впечатление, и она решила посвятить себя коллекционированию. В 2007 году она переоборудовала здание бывшей фабрики в родном городе и открыла там музей. В 2016 году был открыт второй музей — уже в Берлине.
Коллекция Юлии Стошек в ДюссельдорфеФото: www.julia-stoschek-collection.net
Коллекция Стошек представляет собой ретроспективу видеоарта от современности до 60-х годов, когда это направление искусства только зарождалось. Всего коллекционер владеет семью сотнями работ видеохудожников. Право владения основными экспонатами Стошек передала MOMA. Музеи немки примечательны тем, что открывают для широкой публики доступ искусству, которое едва ли в ближайшие годы появится в обычных консервативных музеях. Экспозиция в Дюссельдорфе открыта по выходным, в Берлине — с четверга по воскресенье.
Месторасположение и помещение для музея
Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб. Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей «Винзавод» в Москве). Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда.
Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов
Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей. Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства «Гараж» и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей «Космонавтики», а рядом с зоопарком «Московский планетарий»
Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца)
и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.
Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.
Преимущества и недостатки открытия музея
Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.
Преимущества музейного бизнеса:
- Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
- Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
- Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
- Быстрая окупаемость.
Недостатки:
Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
Наличие специальных знаний
Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.
История и современное положение музеев нумизматики
Нумизматические коллекции относятся к числу самых распространенных, поэтому, интерес к этому направлению достаточно высок. Нумизматика – это и наука, даже, скорее, историческая наука, и, наверное, профессия, но прежде всего — страсть.
Первые большие коллекции появились во времена Петра Первого, именно он приобретал нумизматические раритеты во время своих европейских поездок. Первый музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – это «Кунсткамера». В Москве самые ценные экземпляры монет всегда попадали в Оружейную палату, здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля.
Могут ли музее нумизматики быть актуальными сегодня
Разумеется, экспозиции могут и должны быть разными, посвященные деньгам разных стран и историческим периодам. Классический вариант — создать экспозицию в духе «Истории денег», подобную той, что уже существует на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Но такой формат почти наверняка будет не очень интересен массовой аудитории, так как будет повторять экспозиции государственных музеев. Более уникальной может, например, стать экспозиция «История цен» с наглядным сравнением, какие предметы можно было купить на те или иные деньги в разные исторические периоды. В условиях нестабильности экономики тема обесценивания денег и инфляции сейчас очень актуальна и наверняка вызовет повышенный интерес. Возможно, выставка, посвященная, предположим, монетам с изображениями природы и животных мира, привлечет гораздо больше посетителей, чем рядовая “История нумизматики” с однообразными стендами, расставленными по принципу хронологии.
Набор монет «Красная книга России»
Дополнительный доход даст и создание при музее специализированного магазина (лавки), где можно будет продавать наборы памятных монет, магниты с изображением монет и банкнот, сувенирные тарелки с изображением редких монет; сувенирную продукцию с символикой музея, книги, посвященные нумизматике и бонистике, а также аксессуары, необходимые для коллекционирования. Также можно привлечь к сотрудничеству умельцев, которые занимаются чеканкой монет. Услуга оценки стоимости монет тоже будет нелишней и тоже обеспечит дополнительный доход.
Организация бизнеса
Регистрация
Любой бизнес необходимо регистрировать.
Есть два варианта регистрации:
- юридическое лицо;
- индивидуальный предприниматель.
Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.
Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:
- Копия паспорта.
- Квитанция об уплате госпошлины.
- Заявление по форме Р21001.
- Заявление в налоговую инспекцию.
Для регистрации ИП нужно:
- Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
- Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
- Написать заявление (форма Р21001).
- Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
- Зарегистрироваться в налоговой.
Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.
Расположение и поиск помещения
Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.
Плюсы открытия музея в центре города:
- удобная транспортная развязка;
- более высокий поток посетителей.
Минусы:
- высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
- плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.
Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.
Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.
Экспонаты
Экспозиции приватных музеев формируются за счет:
- частных коллекций;
- аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.
Подбор персонала
Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.
Для организации музея понадобится:
- Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
- Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
- Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
- Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
- Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.
Персонал
В масштабных музейных проектах задействовано большое число сотрудников:
- экскурсоводы;
- специалисты по коллекции;
- менеджеры;
- организаторы представлений;
- подсобные рабочие;
- охранники;
- бухгалтера.
Скромную выставку владелец может организовать и представить самостоятельно, привлекая для отдельных нужд сторонние организации — реклама, обеспечение защиты, ведение учета.
В штат лучше набирать специалистов с опытом работы в музейной сфере. Частный бизнес привлекает сотрудников из государственных заведений повышенным уровнем зарплаты и разнообразием форматов деятельности. Поэтому при достаточном финансировании будет несложно нанять квалифицированный персонал.
Начальный этап запуска проекта по открытию своего музея не обойдется без затрат на рекламу. Если целевая аудитория четко определена и немногочисленна, то достаточно создать качественный оптимизированный интернет-сайт, оплатить первые места в выдаче поисковых сайтов и разместить информацию на тематических форумах.
В ситуации, когда музей задумывался для широкого круга посетителей, действовать нужно более масштабно:
- Сотрудничество с образовательными учреждениями и муниципальными властями.
- Установка указателей и информационных щитов в многолюдных местах.
- Реклама в интернете.
- Объявления в СМИ.
- Представление интересов на тематических конференциях и выставках.
- Заключение договоров о взаимовыгодной работе с конкурентами — отечественными и зарубежными.
Традиционный музей, размещенный в большой помещении, может предоставлять залы для проведения выставок экспонатов других направлений, тем самым расширяя аудиторию, которая заодно ознакомится с основной коллекцией.
Музеи ведут просветительскую, развлекательную и обучающую деятельность. Чем активнее организуются экскурсии, лекции, мастер-классы, тем большую известность получает заведение и увеличивается поток посетителей.
Видео: как открыть в России частный музей.
Фонд Франсуа Пино в Венеции
Владелец аукциона Christie’s и модных домов Yves Saint Laurent и Gucci, известный меценат Франсуа Пино уже открыл три музейные площадки в Венеции и планирует создать новый музей в Париже. Пино активно выставляет свою коллекцию и мечтает о создании целой сети культурных учреждений. В старинном Палаццо Грасси в Венеции проходят моновыставки, в примыкающем к нему зале Театрино — дискуссии и представления, а в здании морской таможни Пунта делла Догана — коллективные выставки.
Фонд Франсуа Пино в ВенецииФото: upload.wikimedia.org
За десять лет с момента открытия первого музея в Палаццо Грасси Пино успел выставить лишь 40% своего собрания, насчитывающего более четырех тысяч произведений искусства. Предполагается, что остальные экспонаты можно будет увидеть в парижском музее, который откроется в 2018 году. В коллекцию входят полотна Джеффа Кунса, Мондриана, Пикассо, Герхарда Рихтера, Марка Ротко, Энди Уорхола, Дэмиена Херста и других. В комплексе фонда Пино проходят образовательные мероприятия для посетителей разного возраста.
Особенности организации музея нумизматики
В России самостоятельные музеи нумизматики довольно редкое явление. Чаще всего это формат выставки в историческом музее. Поэтому можно считать, что ниша музеев нумизматики свободна. И здесь самое главное – грамотно организовать экспозицию, посвященную только нумизматики. Это дело тонкое и сложное. Обычно в экспозициях музеев представлена лишь малая часть экземпляров – многое остается в музейных фондах.
Регистрация, организационные вопросы
Организация музея потребует регистрации бизнеса в государственных органах и оформление всей необходимой документации. Зарегистрировать музей можно в трех организационно-правовых формах:
- ИП – подойдет для небольших музеев с 1-2 сотрудниками.
- ООО – подойдет для большого музей (площадью более 100 кв.м.), и тех, кто планирует привлекать дополнительное финансирование.
- НКО (некоммерческая организация) – выбирается в том случае, если прибыль не является основной целью, а организатор рассчитывает на субсидии и другие виды помощи от государства.
Для регистрации в первых двух формах потребуется указать соответствующие коды ОКВЭД-2. Вам подойдут:
-
90.04.2 Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания
-
91.02. Услуги музеев.
Далее понадобится получение всех необходимых разрешений в государственных учреждениях, которое предполагает оформление следующих документов:
-
заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам,
-
разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности,
-
разрешение пожарной инспекции.
Лицензирование этого вида деятельности не предусмотрена.
Бизнес план музея
Актуален на 2015 год Объем: 33 страниц
СКАЧАТЬ
Размер: 0.97 Mb Формат: PDF (RAR) 15 человек скачали
Бизнес план
Скачать
Гарантии
Если вы являетесь счастливым обладателем редкой коллекции или у вас есть что-то, что может быть интересно большому кругу зрителей, бизнес пан музея расскажет вам, как это превратить в прибыльное дело.
Деятельность музейного дела выгодна тем, что основные силы и внимание потребуются для создания действительно интересной экспозиции, а в последующем основная задача владельца – это привлечение как можно большего количества посетителей. Как организовать работу музея, чтобы это было действительно выгодным занятием, дело непростое, но осуществимое
Бизнес план, разработанный профессионалами, поможет вам в этом. Финансовую и экономическую сторону любого предприятия можно проанализировать, привлекая к работе грамотных специалистов. Намного важнее – иметь неповторимую идею. А если идея у вас есть, то советы экономистов по ее осуществлению уже перед вами
Как организовать работу музея, чтобы это было действительно выгодным занятием, дело непростое, но осуществимое. Бизнес план, разработанный профессионалами, поможет вам в этом. Финансовую и экономическую сторону любого предприятия можно проанализировать, привлекая к работе грамотных специалистов. Намного важнее – иметь неповторимую идею. А если идея у вас есть, то советы экономистов по ее осуществлению уже перед вами.