Как перевести ребенка на домашнее обучение? основания для перевода ребенка на домашнее обучение. семейное образование

Домашнее обучение. Законные основания

В современной России впервые образование было узаконено в 1992 году. Однако за прошедшие годы закон постоянно совершенствовался. Изменения вносились иногда дважды в год. Изменялась и сама система обучения. Более того, получив поколение школьников с “механическими знаниями” (ЕГЭ), государство обеспокоилось будущим общества и стало делать шаги по возврату лучшего из советской системы обучения, которой по праву гордились в СССР.

На момент написания данного материала в стране действует закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273, принятый 29 декабря 2012 года. Изменения, произошедшие в сфере образования в последние полгода, предполагают изменения и в федеральном законе в ближайшем будущем.

Однако та часть, которая касается обучения ребенка на дому, вряд ли изменится, поскольку уже внесенные изменения поменяли суть этой формы обучения.

Важно. В текущей версии закона в главе V в статье 52 (пункт 4) дается расширение толкования обучения на дому

В настоящее время возможность обучаться на дому предоставляется не только детям инвалидам (как это было раньше), но в качестве аргумента принимается желание родителей.

Такая поправка прямо отвечает пожеланиям общества, о сомнениях которого в предыдущем абзаце.

В законе домашнее обучение получило обобщенное название семейное образование и указано, что обучать ребенка могут сами родители, можно приглашать преподавателей из школы или пользоваться услугами платных репетиторов.

Внимание. В том же 4-м пункте дается возможность ребенку, который был на домашнем обучении, при желании и при положительной аттестации, вернуться к стандартной (очной) форме обучения в общеобразовательной школе.

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом

В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению. Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу

Это важное уточнение, поскольку переход на домашнее обучение не всегда может сопровождаться успехом. В ряде случаев и родители, и сами дети могут быть разочарованы таким переходом, а закон дает возможность вернуться к очному обучению

Такой возврат логичен, когда ребенок перешел на домашнее обучение в школе по состоянию здоровья, а после лечения имеет желание вернуться в школу.

Как это работает

Согласно закону об образовании в РФ, ребенок может учиться: 

В образовательной организации — то есть в государственных и частных школах. Учиться в школе можно в очной, заочной и очно-заочной форме;

Вне образовательной организации — с родителями или репетиторами, в альтернативной школе, например, по системе Монтессори, или онлайн. Эти модели можно сочетать или применять по отдельности. Например, родители могут сами учить ребенка гуманитарным предметам, а для естественно-математических пригласить репетитора. Если школьник учится вне традиционной школы с 1‑го по 9‑й класс, это называется семейным образованием, а с 10-го по 11‑й класс — самообразованием, однако суть от этого не меняется. 

Понятия «домашнее обучение» в российском законодательстве нет. Обычно так называют любую форму обучения, когда ребенок преимущественно учится дома. Это могут быть и заочка, и онлайн-занятия. Вот только в первом случае ответственность за качество образования несет государственная или частная школа, а во втором — родители, которые решили забрать ребенка из обычной школы. В этой статье мы будем использовать понятие «домашнее обучение» как синоним «семейного». 

Ребенок может учиться дома по любой программе и в удобном темпе, но обязан прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы сдавать экзамены. Для прохождения аттестации у учеников есть два варианта: 

Заочное — ребенок учится дома и не ходит в школу каждый день, однако остается к ней прикреплен и должен подчиняться ее правилам, в том числе, сдавать всероссийские проверочные работы и участвовать в проверках качества образовательных услуг.

Семейное — ребенок прикрепляется к школе только для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, а после этого его отчисляют. Поэтому он не зависит от школьных правил и не обязан сдавать проверочные работы или участвовать в мониторингах. Когда ребенок прикрепляется к школе, он становится экстерном и получает те же права, что есть у остальных школьников, например, может взять книгу в школьной библиотеке или получить консультацию учителя. 

Дети на домашнем обучении получают такой же аттестат, как и остальные школьники, а форма обучения в нем не указывается. Если у ребенка будет академическая задолженность, которую он не сможет закрыть, ему придется вернуться на очку и ходить в государственную или частную школу. 

Что такое домашнее обучение: нормативные документы

Есть два варианта обучения, которые относят к домашнему. При этом есть различия между семейным и домашним образованием. И тот и другой способы имеют основное назначение в виде получения знаний несовершеннолетним в домашних условиях. Но есть и существенные различия. У домашнего варианта основой перевода могут служить медпоказания или семейные обстоятельства, которые подтверждены документально. В этом случае процессом все равно занимается образовательное учреждение, то есть ребенок учится по стандартной программе, которая установлена в школьных локальных актах. Проверкой его успеваемости и выдачей заданий занимаются учителя учреждения.

Семейный вариант является решением законного представителя перевести несовершеннолетнего на самостоятельный способ образования. Получается, что в этом случае родители сами устанавливают программу и график учебы.

Формы образования согласно ФЗ-273

Важно! При любом способе потребуется учесть, что выдача аттестата о получении одного из видов образования будет произведена только после государственной аттестации. Это говорит о том, что ученик все равно должен быть полностью знаком с государственной стандартной программой, даже если основной упор в его обучении сделан на другие предметы или творчество.. В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения

Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть

В целом под домашним вариантом подразумевается учеба без посещения образовательного учреждения. Может быть несколько различных типов такого получения знаний. Но посещение определенных занятий не запрещено. Этот момент также требуется учесть.

Любой вариант получения знаний вне школы подчиняется ряду нормативных актов:

  • ФЗ № -ФЗ, который регламентирует все образование в Российской Федерации;
  • Приказ Минобразования № ;
  • ФГОС;
  • локальные акты регионального характера.

На заметку! Смена формы получения знаний не имеет численного ограничения, то есть можно переводиться с очной формы на домашнюю и обратно столько раз, сколько потребуется.

О семейном образовании

Стоит учитывать, что существует несколько форм обучения в домашних условиях. Среди них:

  • надомная, то есть форма предусматривает получение знаний в установленном школой объеме, но на дому. Чаще всего такой способ используется для лиц с ограничениями или по временным медпоказаниям;
  • экстернат. Сдача экзаменов за несколько лет стандартной формы образования. Возможность такого варианта основывается на высоком уровне знаний и хорошем усвоении школьной программы. В таких случаях не используют промежуточные тесты и контрольные, то есть сдача производится однократно за весь предполагаемый период;
  • дистанционный. Используется при наличии большого расстояния до учебного учреждения и возможности получать уроки через видеосвязь или аналогичные способы.

В последнем случае требуется помнить, что есть специальные системы связи, которые используют при таком способе уроков, но аналогичные общепринятые также не запрещены.

Разница между домашним и надомным образованием

С какими трудностями сталкиваются дети на домашнем обучении и как учителю им помочь

Обучение на дому отличается от обычного ежедневного посещения школы: дети на домашнем обучении сталкиваются со сложностями, которые практически незнакомы их одноклассникам. Учителя и репетиторы, работающие с такими учениками, должны быть готовы помочь в решении этих проблем:

Не хватает общения. На дистанционном обучении у ребенка почти нет контакта с классом и зачастую вовсе нет контакта с учителем

Поэтому особенно важно общаться с учеником в мессенджерах или по видеосвязи. Одного самостоятельного изучения пособий никогда не достаточно для глубокого понимания материала

Родителям учеников-заочников можно порекомендовать не ограничиваться одними только сетевыми образовательными ресурсами, а нанять пару репетиторов по предметам, которые даются ребенку с трудом.

Не получается организовать время. Даже взрослым порой трудно заставить себя работать, что уж говорить о школьниках. В школе их постоянно контролируют, но дома нет звонков и учителей, которые следят за тем, чтобы школьник не бездельничал — у родителей тоже не всегда есть возможность контролировать учебный процесс.

Педагогу, работающему с детьми на дистанционном обучении, придется разработать целую систему мотивации для ученика, которая будет включать в себя не только наказания, но и поощрения, элемент соревновательности (пусть даже и с самим собой). В этом поможет геймификация заданий — благо, цифровые учебные материалы позволяют это сделать. В сети можно найти не только стандартные упражнения, но и обучающие игры, интересные видеоролики по школьным темам и многое другое. Цель учителя — сделать учебу настолько увлекательной, чтобы ребенок сам хотел учиться. А родителям он может порекомендовать составить график учебы и отдыха и научить ребенка его придерживаться.

Быстро утомляются. При дистанционной форме обучения ребенок несколько часов в день сидит перед компьютером: глаза устают, спина начинает ныть, концентрация снижается. Это особенно верно для ситуаций, когда ребенок в основном учится по цифровым текстовым материалам: читает учебники и выполняет однотипные задания. Чтобы сохранить силы и интерес учеников, чередуйте разные активности: почитали учебник, посмотрели видеоурок, сделали интерактивное задание или поиграли в учебную игру.

Самостоятельное обучение на дому — хорошая подготовка ко взрослой жизни. Занимаясь без постоянного присмотра педагога, дети учатся ответственно распоряжаться своим временем, планировать день, искать информацию и использовать онлайн-технологии для саморазвития.

Все это бесценный опыт, ведь сегодня нам постоянно приходится учиться чему-то новому, повышать квалификацию, осваивать смежные профессиональные области. В таких условиях умение учиться может считаться самым важным навыком будущего. И школьники-заочники к моменту получения аттестата осваивают его в совершенстве.

Делимся опытом дистанционного обучения на вебинарах
Список
вебинаров

На что стоит обратить внимание?

​Проведение занятий на дому – непростое мероприятие. Дело в том, что в школе педагоги следят за детьми, а администрация устанавливает жесткий режим начала и окончания уроков.

В комфортных условиях подобное попросту невозможно, поэтому родители должны с самого начала прививать дисциплину.

Родители вправе пользоваться услугами репетиторов, главное, чтобы на аттестации малолетний показал хороший результат.

Вернуться в школу намного труднее, нежели покинуть ее, ведь отсутствие адаптации к существующей системе станет для малыша настоящим стрессом.

Чтобы воспользоваться данным способом нужно заранее осведомиться о его наличии в заведении.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?

Закон позволяет либо изначально оформить индивидуальное обучение в школе, либо в любой момент перевести на него ребенка. Для этого достаточно написать заявление по форме и подать его в администрацию заведения. В документе нужно описать причины выбора в пользу специальной формы обучения, перечислить свои пожелания к программе. Например, указать, что одни обязательные предметы школьнику следует давать в интенсивном темпе, а другие – в замедленном. Также можно запросить услугу по проведению дополнительных занятий по каким-то дисциплинам, но это уже будет классифицироваться как репетиторство. Такие услуги даже муниципальными школами предоставляются за плату.

Что делать при получении отказа?

Перед обращением с заявлением в администрацию школы стоит узнать, предусмотрена ли конкретным заведением данная форма обучения. Этот момент должен быть прописан в Уставе. Если в документе есть соответствующее положение, официальными представителями ребенка озвучены причины отказа от традиционного подхода, а школа не дает разрешения, надо обратиться в местное отделение Министерства образования. Сотрудники организации либо обяжут учебное заведение предоставить услугу, либо подберут для школьника подходящее место учебы.

Обращение в образовательный центр

Любая организация, предоставляющая образовательные услуги и выдающая по окончании курса документ о его прохождении – это та же школа индивидуального обучения. Такие учебные центры для детей и взрослых набирают все большую популярность. Если несколько лет назад в них преимущественно преподавались иностранные языки, то теперь так можно получить дополнительную помощь по любой школьной дисциплине.

Особого внимания заслуживают частные учебные заведения, практикующие дистанционное обучение. Они не просто обещают дополнительную подготовку, а позволяют получить полное среднее образование и аттестат, не помещая школу.

Что такое домашнее обучение школьников и как оно проходит

Ученик, обучающийся дистанционно, может заниматься заочно или самостоятельно (семейное обучение). Рассмотрим эти варианты.

Заочно

Такой путь предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий и, строго говоря, не считается каким-то специальным типом образования. Разница между такой системой и ежедневным посещением школы лишь в том, что педагог проводит уроки по видеосвязи и отправляет ученику задания в электронном виде. Аттестация при таком типе обучения проводится, как правило, очно.

При заочном обучении учащийся строго следует государственной программе, он должен пройти все обязательные темы и не может перескочить через класс. На время карантина школы перешли именно на такой формат работы, но немало учеников обучалось так и раньше. Например, школьники с серьезными проблемами со здоровьем, дети экспатов, живущих в других странах, где нет русскоязычных школ, ученики из отдаленных регионов.

Самостоятельно

В отличие от заочного обучения семейное — это отдельная форма организации процесса. Здесь ответственность за образование детей ложится на родителей: они сами выбирают преподавателей и схему взаимодействия ученика с учителем, следят за тем, чтобы ребенок в полной мере изучил школьную программу, но могут и добавлять предметы, которых в официальном учебном плане нет.

В теории, ребенок на семейном обучении может вообще заниматься по программе, составленной мамой и папой, изучая любые выбранные ими предметы. Но на практике все же приходится учитывать Федеральные образовательные стандарты, поскольку среднее образование в нашей стране обязательно и освоить программу 9 классов ребенок должен в любом случае. При этом обучающийся может быть формально прикреплен к школе для сдачи экзаменов или же не проходить никаких аттестаций вплоть до 9 класса, когда он сдает ОГЭ. Есть и третий вариант — альтернативные онлайн и офлайн школы.

Переведите учеников на интерактивные рабочие тетради

Подробнее

Обучение на дому: существующие формы

Вообще существует несколько видов дистанционного обучения, наиболее распространёнными из которых являются:

  1.  Надомное образование. При такой форме организации образования школьные педагоги индивидуально занимаются с ребёнком дома. Весь образовательный процесс берёт на себя та школа, в которой ребёнок числится. Надомное образование было разработано специально для детей-инвалидов, которые не могут посещать обычную школу. При отсутствии медицинских показаний перевести ребёнка на такую форму обучения не получится.
  2. Частичное домашнее обучение. Перевести ребёнка на домашнее обучение со свободным посещением школьных уроков тоже можно лишь при наличии медицинской справки, свидетельствующей об особых потребностях ребёнка.
  3. Дистанционное образование. Обучение в современной интернет-школе является наиболее удобным для детей, живущих очень далеко от ближайшей школы-экстерната или находящихся за границей. Учащиеся интернет-школы могут общаться с преподавателем и между собой по скайпу и на форумах. Контроль за успеваемостью обучающихся при такой форме тоже проводится через интернет, поэтому при обучении в ней необходимость контакта с очной школой сводится к минимуму. Главным плюсом дистанционного обучения по сравнению с полным домашним обучением является возможность получения консультаций у профессиональных преподавателей в любой момент.
  4. Экстернат.  Именно такое название имеет семейная форма образования, при которой детей обучает кто-то из родителей. Для того, чтобы перейти на домашнее обучение, семье необходимо найти школу-экстернат и заключить с ней договор. Теоретически в оформлении данного вида обучения нет ничего сложного.
  5. Анскулинг (unschooling). Эта самая свободная форма обучения, полностью отрицающая школу и школьную программу, запрещена практически во всех странах мира. Однако данную систему можно использовать как дополнение к школьному образованию.

Выстраиваем учебный процесс

При семейном обучении нужно не только самостоятельно осваивать школьную программу, но и организовывать учебный процесс. Задача сложная: предстоит дать детям качественные знания и при этом не превратить дом в подобие школы, а еще совместить учебу и отдых — и все это не в ущерб здоровью, настроению и отношениям в семье. Иногда родители считают так: «Вот заберем документы из школы и заживем спокойно» — и только потом осознают, что не продумали, как все организовать и выстроить. Как следствие — устрашающие истории в интернете и печальные выводы о том, что «семейное образование слишком сложно, нам пришлось вернуть ребенка в школу, мы разочарованы».

В школе ученик должен лишь следовать школьному расписанию и выполнять задания в определенное время. На семейном обучении ребенок получает неограниченную свободу: никто не говорит, когда и что нужно сделать, никто не дает домашнее задание, никто не подсказывает, какая тема следующая в учебном плане… При этом к очередной аттестации следует знать и сдать весь необходимый материал.

Свобода порождает дополнительную ответственность. Семьи, отказавшиеся от ежедневных походов в школу, быстро понимают, что нужно самим формировать учебный план и что он должен соответствовать их жизненным установкам, с одной стороны, и требованиям образовательных стандартов — с другой.

Наш с сыном опыт семейного образования, так же как и у других наших «коллег», с самого начала был (да и остается, не буду скрывать) путем проб и ошибок. Сначала мне казалось, что нужно устроить некий домашний вариант школы и идти строго по школьной программе. Если в школьном расписании на понедельник значатся пять уроков, то и мы должны пройти по одной новой теме по каждому из предметов в расписании. Так мы пытались учиться несколько недель, пока не поняли, что это бесполезно.

Времени на уроки тратили много, а в глазах Левы стоял немой вопрос: «Что, теперь и дома будет школа?»

Мы решили изменить подход и условно выделили по одному дню недели на каждый предмет. Так, понедельник у нас стал днем математики, вторник — информатики, среда — окружающего мира, четверг — русского языка, пятница — чтения и суббота — французского языка. Непосредственно на уроки мы тратили около одного часа в день.

Ежедневные занятия мы строили исходя из школьного плана. То есть если, к примеру, на неделю у учеников второго класса запланировано два часа окружающего мира, то они пройдут за это время две темы. Те же две темы проходили и мы, но за одно занятие. Делалось это следующим образом: сын читал параграфы, мы их обсуждали, Лева самостоятельно выполнял задания в рабочей тетради, после чего я их проверяла. Если какая-то тема его особо увлекала, то мы старались изучить ее более подробно с помощью книг, тематических видео и т. д. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и почти месяц ждали школьную аттестацию.

Затем схема снова изменилась и теперь еще меньше похожа на школьную. Каждый день сын минут по десять решает задачи и примеры по математике — так проходим программу практически незаметно. В таком же ежедневном режиме перед сном беремся за произведения из программы по чтению. Остальные школьные предметы изучаем без жесткого планирования, но в режиме «один день — один предмет». Что получаем в итоге? Учебу по 30–40 минут ежедневно и опережение программы.

В третьем классе мы решили еще немного изменить процесс. В качестве эксперимента мы учились не по принципу «Один день = один предмет», а методом глубокого погружения. Программу по всем предметам я условно разделила на четыре части (по количеству аттестаций). Предметы мы осваивали по очереди: неделя информатики, две недели окружающего мира, две недели чтения и т. д. Правда, задания по математике на рабочем столе сына оказываются почти каждый день. Мне кажется это важным хотя бы потому, что мозг не расслабляется, а программа проходится незаметно и продуктивно. <…>

Семейное обучение

Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.

Кто может

Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:

  • Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
  • Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
  • Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.

Порядок перевода

В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.

Выбрать подходящее образовательное учреждение

Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.

Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.

Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение

Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.

Заявление на перевод на имя директора

В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:

  1. Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
  2. Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
  3. Фотографию школьника размером 3*4 см.

Заключение договора со школой

В данном документе прописывается:

  • Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
  • Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
  • Сведения о предстоящих проверках знаний.

Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций

При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.

Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.

Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:

  1. Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
  2. Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
  3. График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector