Проверка требований пожарной безопасности

Содержание акта

Сначала необходимо заполнить так называемую «шапку». В ней указывается название документа, дата и место оформления. Также здесь нужно указать, в какой именно организации была проверка.

  • перечисляются приборы, которые подлежали проверке;
  • паспортные данные членов проверяющей группы, их должности;
  • подтверждение самого факта проведения проверки;
  • информация о том, что проверялись не только приборы, но и их техническая документация;
  • подписи всех ответственных лиц.

Если в ходе проверки были обнаружены какие-либо недочеты, их необходимо подробно прописать в акте. Нужно понимать, в дальнейшем этот документ станет основанием для проведения расследования, остановки работы предприятия, применения штрафных санкций.

Осмотр места пожара

Одним из наиболее важных этапов проверки по пожару является осмотр места происшествия (пожара), на котором необходимо остановиться более подробно. Осмотр является следственным действием и проводится до возбуждения уголовного дела дознавателем (следователем) в присутствии двух понятых, представителя администрации организации (при осмотре помещений организации). Также по решению дознавателя в осмотре могут участвовать иные лица: собственники объекта пожара и повреждённого (уничтоженного) имущества или их представители, специалисты, эксперты.

В ходе этого следственного действия составляется протокол осмотра места пожара, в котором должны быть указаны:

  • место и дата осмотра;

  • время начала и окончания (с точностью до минуты);

  • сведения о лице, составившем протокол, а также всех участвующих в осмотре лицах;

  • применяемые технические средства;

  • при какой погоде и каком освещении производился осмотр;

  • какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра.

Как правило, при осмотре применяется фото- и видеосъёмка, различные технические средства и средства измерения.

Протокол осмотра является словесной фотографией места пожара. В нём подробно описываются термические повреждения, полученные предметами, материалами и конструкциями, признаки направленности распространения горения, предметы, которые могли послужить источником зажигания или средством поджога. К протоколу осмотра обычно прилагается схема, на которой обозначается расположение объекта, планировка помещений, места, в которых были обнаружены изъятые предметы, зоны распространения пожара и термических повреждений и другая информация.

Если при осмотре обнаруживаются предметы, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, они изымаются и упаковываются. Это могут быть электрические провода или электрооборудование со следами аварийных режимов работы, средства поджога, объекты со следами признаков очага пожара
Нажмите для перехода на ПожВики и т.п. В большинстве случаев протокол осмотра — это единственный источник объективной информации, которая позволит в дальнейшем установить причину и, как следствие, виновника пожара. Особая значимость этого документа заключается в том, что осмотр проводится, что называется, по горячим следам, то есть как можно быстрее после окончания ушения пожара, когда ещё можно зафиксировать все имеющиеся на месте пожара следы и предметы, пока сохраняется вещная обстановка. К примеру, используя пирометр, можно зафиксировать зоны максимальных температур Нажмите для перехода на ПожВики ещё не остывших теплоёмких конструкций, что может являться объективным признаком очага пожара. Чем больше прошло времени с момента ликвидации пожара Нажмите для перехода на ПожВики до начала осмотра, тем больше утрачивается полезной информации, которая может быть использована для определения очага и причины пожара.

Как проводится проверка

Проверки могут проводиться не только по установленному графику, например, каждые полгода. Не исключено, что возникнет необходимость провести внеплановую проверку. Если в ходе проверки были обнаружены какие-то недочеты, они должны быть отображены в акте. Также документ должен содержать информацию о том, какие мероприятия были проведены для устранения нарушений правил ПБ. Кроме этого, определяется срок, в течение которого неполадки должны быть устранены. Естественно, после этого проводится повторная проверка. Обычно процедура проверки выполняется в соответствии с правилами какого-то конкретного учреждения. Но существуют стандарты, которые относятся ко многим организациям. Так, инспектор проверяет:

  • таблички, на которых присутствуют номера телефонов экстренной службы пожаротушения, сведения сотрудников, отвечающих за соблюдение правил безопасности;
  • планы эвакуации, которые должны быть расположены на каждом этаже на видных местах;
  • наличие и работу указателей со словом «Выход». Причем эти указатели должны светиться;
  • запасные выходы на предмет их загромождения;
  • пожарный щит, а именно, все ли необходимые приборы на нем имеются;
  • огнетушители, их наличие и срок годности;
  • состояние различных электрических приборов и розеток.

Системы пожаротушения обычно проверяются раз в шесть месяцев. Автоматические системы подлежат ежеквартальной проверке. Осмотр таких систем можно разделить на три основных этапа:

  1. Визуальный осмотр. Здесь специалисты пытаются найти в системе видимые неисправности. Например, это может быть появление коррозии, разъединение элементов, протечка.
  2. Профилактические мероприятия. Имеющаяся ржавчина удаляется, выполняется смазка деталей, а при необходимости их полная замена.
  3. Проверка работоспособности. Здесь не исключены пробные запуски, что позволяет определить давление жидкости в трубах. Проверяется автоматика на отсутствие ложных срабатываний.

(Видео: «Обучение пожарной безопасности Пожарно технический минимум»)

Как правильно заполнить акт проверки пожарной безопасности в 2021 году

Как уже было сказано, нет необходимости придерживаться строгих правил при оформлении такого документа. Некоторые компании разрабатывают для этих целей специальные бланки, которые утверждаются учетной политикой. При этом не стоит забывать о правилах составления документов подобного рода. Так, здесь обязательно должна присутствовать «шапка», основная часть и завершение. Естественно, все ответственные лица проставляют здесь свои автографы. Вносить сведения можно не только от руки, но и на компьютере. Можно предположить, что регулярные проверки систем пожаротушения сводят к минимуму их выход из строя. Но эту вероятность исключать нельзя. Соответственно, если выявлены какие-то проблемы, это обязательно должно быть отображено в акте. Причем указываются не только сами неполадки, но и мероприятия, которые были проведены для их устранения.

Зона контроля пожарной сигнализации

Зона контроля пожарной сигнализации (ЗКПС) в новом своде правил по проектированию СП 484.1311500.2020 – это отправная точка для реализации большинства его требований. Данное понятие вводится для того, чтобы связать конкретную территорию объекта – комнату, гостиничный номер, больничную палату с системой пожарной сигнализации. Раньше ключевой единицей системы противопожарной защиты (СППЗ) был шлейф пожарной сигнализации, то есть какая-то физическая линия, относящаяся к приборам пожарной сигнализации. Теперь ЗКПС – это часть территории защищаемого объекта. Давайте рассмотрим, как это требование сформулировано в новом своде правил.

Этот пункт нам говорит о том, что уже на начальном этапе проектирования объект должен быть разделен на ЗКПС и зоны защиты.

Таким образом, ЗКПС – это территория, контролируемая пожарными извещателями, которая выделена с целью определения места пожара и выполнения алгоритма, заложенного в СППЗ, а также для минимизации последствий единичной неисправности линий связи (рис. 1).

Рис. 1. Разделение объекта на ЗКПС

Включение средств автоматики – системы оповещения, противодымной вентиляции, других устройств производится по событиям в ЗКПС. Казалось бы, все как было раньше. Но есть серьезное изменение. До вступления в силу новых норм логику запуска придумывал специалист по пусконаладочным работам. Теперь она должна быть частью проекта.

Например, объект разделен на 17 ЗКПС. Если на объекте используется СОУЭ 1, 2 или 3 типа, то зона оповещения будет запускаться по сигналам от любой ЗКПС данного объекта. Это простой случай.

Более сложный случай будет выглядеть так: объект разделен на 17 ЗКПС, используется СОУЭ 1, 2 или 3 типа, необходим запуск противодымной вентиляции в коридоре от пожарных извещателей, контролирующих ЗКПС «Коридор». СОУЭ запустится от любой ЗКПС данного объекта, а вот противодымная вентиляция должна запуститься только от автоматических пожарных извещателей, контролирующих ЗКПС «Коридор». Ручные извещатели, которые, как правило, устанавливаются на эвакуационных путях перед выходами из коридоров, должны быть вынесены в отдельную ЗКПС, так как извещения от них – это показатель пожара на объекте в целом, а не в ЗКПС «Коридор». В противном случае требование по необходимости определения места возникновения пожара не будет выполнено.

Очевидно, что теперь проектировщикам придется продумывать взаимодействие ЗКПС с зонами защиты не на уровне «извещатель – исполнительное устройство», а на уровне «ЗКПС – зона защиты». И делать это теперь придется в обязательном порядке во всех проектах на СПС.

Здесь все предельно просто. Теперь в проекте должны быть определены алгоритм работы и взаимосвязи систем, а также порядок их срабатывания в объеме, необходимом для проведения пусконаладочных работ, настройки параметров оборудования и последующих испытаний. А это уже совсем другой уровень проектирования, где проектировщик должен будет хорошо знать все оборудование, которое так или иначе связано с его проектом.

Данный пункт более точно ограничивает территорию ЗКПС конкретной площадью, количеством извещателей и количеством помещений. Очевидно, что наиболее востребованный случай – это ЗКПС, включающая до пяти помещений площадью до 500 кв. м, которая контролируется не более чем 32 ИП. Менее распространенный случай – это ЗКПС, состоящая из одного помещения площадью до 2000 кв. м, которая контролируется также не более чем 32 ИП.

Этот пункт указывает конкретные помещения, которые должны быть вынесены в отдельные ЗКПС. Из него становится понятным, что использование неадресных СПС в шлейфах, в которых будет стоять максимум 10 точечных ИП, во многих случаях – и в жилых домах, и в гостиницах – становится очень неэффективным и нерентабельным. Поэтому в Приложении А СП 484.1311500.2020 перечисляются объекты, в которых должна быть адресная СПС, учитывая в том числе и эти ограничения по площади ЗКПС.

Периодичность плановой проверки


Периодичность плановой проверки.

Правительством РФ в 2019 году были внесены изменения в законодательство. Они есть на их сайте. Порядок проведения мероприятий стал другим.

Плановые ревизии теперь организовывают так:

  • на объекте чрезвычайно высокого риска. Это новая категория. Рейды делают единожды в год;
  • риск значительный. Проверки осуществляют 1 раз в 12 месяцев;
  • средний. Такой объект инспектируют с периодичностью единожды в 5 лет;
  • умеренный риск. Рейд 1 раз за шестигодичный срок;
  • низкий. Рейды вообще не осуществляются.

Категории риска также претерпели изменений. Их понижают и увеличивают иначе.

Критерии, по которым относят сегодня объект к ним, можно посмотреть в таблице:

  Название того, что находится под защитой  Категория риска
ДОУ и школы, в которых учиться одновременно больше 10 человек. Чрезвычайно высокая
Объекты, где проживает от 1 тысячи населения, за исключением многоквартирных домов.         Значительная
Территории с повышенной пожароопасностью.
Оперные театры и подобные учреждения.
Объекты, где проживают от 5000 людей одновременно.          Высокая
Медицинские заведения и места, где живут граждане в ночное время.
Пункты пребывания более 200 человек и дома выше 28 метров.          Средняя
Объекты, где есть 50 людей одновременно.          Умеренная

Изменения начали действовать с октября 2019 года. Тогда вышел официальный документ.

Виды пожарных проверок

О том, какие пожарные проверки могут проводится в России, мы рассказали выше. Сейчас разберем основные особенности, отличия и последствия каждой из них.

Инспекции МЧС

Как следует из Закона № 69-ФЗ и Приказа № 323, инспекция МЧС является формой государственного пожарного надзора. Вот основные моменты, связанные с назначением и последствиями проверок со стороны МЧС:

  • основанием для визита инспекторов является решение руководителя отдела (подразделения МЧС), которое выносится по ежегодному плану;
  • для большинства компаний периодичность инспекций не может превышать 1 раза в 3 года;
  • для опасных и критически важных объектов периодичность составляет 1 раз в 2 года;
  • если работа фирмы или ИП отнесена к категории низкого риска, плановые инспекции для них не проводятся;
  • для ряда учреждений периодичность инспекций МЧС может составлять 1 раз в год или полгода, но обычно они предусматривают только проверку по отдельным направлениям (например, в отношении школ ежегодно проверяется соответствие пожарных норм к очередному учебному году).

Перечень сотрудников МЧС, которые будут проводить инспекцию, сразу указывается в решении и уведомлении. При наличии полномочий, подтвержденных решением и служебным удостоверением, им обязаны обеспечить беспрепятственный доступ на объект защиты, показывать все запрашиваемые бланки и формы.

Пожарная экспертиза может назначаться для определения причин возгорания, оценки причиненного ущерба.

Пожарный аудит

Независимая оценка пож. рисков осуществляется частными компаниями, аккредитованными МЧС. Для экспертов, которые будут непосредственно осуществлять проверку, работа в указанной фирме должна осуществляться по постоянному трудовому договору. Вот несколько важных моментов, связанных с назначением аудитов:

  • владелец объекта сам принимает решение о привлечении сторонней компании для пожаудита, т.е. это необязательная процедура;
  • пожаудит является комплексной процедурой, т.е. осуществляется по тем же направлениям, что и госпожнадзор МЧС;
  • в ходе процедуры может осуществляться оценка и расчет рисков (при необходимости);
  • по итогам независимой процедуры изготавливается заключение с выводами о соответствии или несоответствии пожарным нормам, с рекомендациями по недостаткам.

Заключение в пределах 5 дней передается в МЧС. Если эксперты подтверждают, что в ходе пожаудита не выявлено нарушений, организацию или ИП исключат их ежегодного плана. Не распространяется это правило только на опасные и критически важные объекты. Следовательно, независимый аудит может освободить от плановой инспекции МЧС.

Какие услуги по пожарной безопасности нужны для вашей организации?
Подготовка к проверке МЧС 100%

Устранение предписаний МЧС 0%

Обжалование штрафов и привлечения к ответственности 0%

Независимый пожарный аудит 0%
Проголосовало: 1

Экспертиза пожарной безопасности

Экспертизы назначаются, если необходимо получить заключение и выводы по отдельным вопросам, связанным со специальными познаниями в сфере пож. безопасности. Экспертные исследования могут назначаться для следующих целей:

  • для определения причин пожаров или взрывов, повлекших причинение вреда людям, имуществу;
  • для расчета суммы ущерба, в том числе для выплаты пострадавшим, для получения страховой компенсации;
  • для оценки качества пожароопасных работ, обоснованности расчетов и смет;
  • для рассмотрения судебного спора, связанного с обеспечением пож. безопасности.

Экспертизы могут проводиться по инициативе владельца недвижимости, директора фирмы, суда, государственных органов. По результатам исследований оформляются заключения по поставленным вопросам.

В перечень обязательных процедур входит проверка состояния средств первичного пожаротушения, сроков поверки огнетушителей.

Этапы обследования объекта на соответствие пожарной безопасности в 2021 году

Обследование проводится на основании договора и технического задания с собственником (застройщиком), либо уполномоченных ими лиц. На начальном этапе изучается основная проектная, техническая и эксплуатационная документация, определяются основные характеристики обследуемого объекта. Последующие мероприятия включают:

  • изучается наличие, полнота, правильность и своевременность заполнения документов, предусмотренных законодательством в сфере ПФ –  инструкции пожарной безопасности, приказы, журналы инструктажей, должностные инструкции, иные документы;
  • проводится осмотр и изучается фактическое состояние путей эвакуации, их готовность и работоспособность на случай экстренной эвакуации людей;
  • изучается состояние и работоспособность систем здания, обеспечивающих защиту на случай пожара (например,  противопожарные водопровод, автоматическая сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией);
  • изучается обеспеченность и надлежащая оснащённость первичными средствами пожаротушения (в соответствие с нормативами потребности);
  • проверяется наличие и надлежащее размещение планов эвакуации на этажах, в помещениях;
  • проверяется достаточное количество противопожарных преград, их огнестойкость (если они предусмотрены проектов и конструкцией объекта);
  • изучается надлежащее выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (например, соблюдение периодичности проведения инструктажей, планового обучения ответственных лиц);
  • изучается содержание предписаний, ранее вынесенных при проверках МЧС.

Также проводится обследование прилегающей территории, пожарных водоемов и гидрантов, противопожарных разрывов. Специалисты обязательно проверят наличие подъездов для пожарной техники и их ширину, отсутствие искусственных ограждений и препятствий. Если на объекте предусмотрена собственная пожарная охрана, проверяется своевременное прохождение обучения, навыки поведения в условиях возгорания, нормативы по количеству персонала и оснащению оборудованием.

Обследование может проводиться в рамках независимого пожарного аудита.

В ходе обследования могут назначаться отдельные мероприятия (в зависимости от условий договора и характеристик здания):

  • оценка возможности возникновения и распространения пламени, степени воздействия опасных факторов в случае пожара;
  • экспертиза планировки объекта;
  • оценка уровня огнезащиты объекта, отдельных конструкций и материалов;
  • экспертиза работоспособности противодымной и противовзрывной защиты;
  • экспертиза системы вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • экспертиза работоспособности систем автоматического контроля.

Точный перечень направлений проверок будет определен на предварительной стадии обследования.

Специалист проводит замену датчиков дыма и автоматического пожаротушения

Виды пожарной проверки

Согласно Методическим рекомендациям, утвержденным МЧС РФ от 10.01.2016 года № 2-4-71-1-28, существуют две основные разновидности проверок такого рода:

  1. Плановая – обязательная проверка, которая производится при наступлении соответствующего периода времени.
  2. Внеплановая – она организуется только при наличии оснований, прописанных в законе (если ранее были выявлены нарушения, в случае поступления сигнала о несоблюдении противопожарного законодательства и др.).

Плановая

Как уже было сказано ранее, основанием для плановой проверки является наступление очередной даты для ее проведения. Правила организации этой процедуры подробно расписаны в разделе 10 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Главная цель реализации данного мероприятия – установление факта соблюдения организацией правил пожарной безопасности в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Проверка проводится в выездной форме по месту нахождения предприятия.

ВАЖНО. О предстоящем визите пожарного инспектора юридическое лицо (ИП) должно быть уведомлено за 3 дня до этой даты. В адрес компании должна быть направлена копия соответствующего распоряжения руководителя ГПН.. В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:

В общем виде алгоритм проведения плановой проверки включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка к обследованию объектов – сбор бумаг, просмотр нормативных документов, регулирующих данную область, и т.д.
  2. Проведение экспертизы в отношении организации на предмет соблюдения всех норм и предписаний законодательства о пожарной безопасности.
  3. Предварительное оформление результатов проверки – составление списка нарушений (при наличии), подготовка акта проверки и проекта предписания.
  4. Обсуждение всех выявленных недочетов и оформление окончательных результатов проверки, после чего они вручаются руководству проверяемой организации.
  5. Применение мер воздействия на нарушителя требований пожарной безопасности – составление протокола, сбор доказательств, а также дальнейшее направление материалов в суд для проведения разбирательства.

Внеплановая

Основания для проведения внеплановой проверки подробно раскрыты в ч. 5 ст. 6.1 ФЗ РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ. Также они были описаны выше по тексту.

Основное отличие внеплановой проверки пожарной безопасности от плановой, заключается в том, что она производится только в отдельных случаях, строго установленных законом. Порядок ее реализации описан в разделе 11 Методических рекомендаций.

Цель реализации такого мероприятия зависит от основания его проведения. К примеру, это может быть проверка того, устранило ли руководство компании нарушения, выявленные в прошлый раз.

При реализации внепланового осмотра объекта на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, проверяющие лица должны соблюдать следующие условия:

  • проверку в отношении ООО и ИП можно производить только после согласования данной процедуры с прокуратурой. Уведомление должно быть направлено в день издания соответствующего распоряжения органом ГПН,
  • если целью обследования выступает допущенное ранее нарушение, то проверка организуется в выездной форме,
  • организация должна быть уведомлена о предстоящем мероприятии за 24 часа до его начала,
  • сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях, должны быть размещены на сайте органа ГПН.

Что проверит инспектор ГПН?

Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.

Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.

Если по результатам проверки будут выявлены нарушения, руководителю организации выдадут предписания по их устранению и наложат штраф. В отдельных случаях инспектор вправе приостановить деятельность предприятия на 90 суток. Если нарушения, выявленные в ходе проверки, повлекли за собой вред здоровью или жизни работников, руководителю грозит уголовная ответственность.

Что не имеет права делать должностное лицо ГПН

Такому служащему многое разрешено, но есть и свои ограничения

О них важно знать


Права и обязанности органов ГПН.

Должностное лицо ГПН не имеет права делать следующее:

  • проверять, насколько выполнены требования, не относящиеся к полномочиям данных органов;
  • инспектировать объект, когда отсутствует его представитель, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • требовать документы, данные, образцы продукции, не относящиеся к предмету рейда. Изымать оригиналы бумаг;
  • брать товар для экспертизы, не оформляя протокол;
  • информировать других о результатах инспекции, если данные несут государственную или коммерческую тайну, исключая случаи, предусмотренные законодательством;
  • увеличивать установленные сроки инспекции;
  • оформлять предписания, не соответствующие Административному регламенту.

Что такое проверка МЧС для зданий и сооружений

Нормы пожарной безопасности устанавливаются для всех типов зданий, должны соблюдаться при проектировании, строительстве, текущей эксплуатации и ремонтах. Соответственно, обязанность соблюсти правила пожарной безопасности возлагается на проектную организацию, подрядчика, собственника, арендатора, эксплуатирующую компанию. Если здания входят в комплекс объектов предприятия, соблюдение норм ПБ должен обеспечить руководитель.

Проверки МЧС проводятся в рамках государственного пожарного надзора. Плановые проверки всех объектов должны проводиться не чаще одного раза в 3 года. Внеплановые проверки назначаются, если:

  • органы МЧС получили информацию о нарушениях в сфере пожарной безопасности;
  • если соответствующее требование о проведении проверки поступило из прокуратуры, от Президента РФ;
  • если истек срок для устранения предписаний, вынесенных по фактам нарушения норм пожарной безопасности;
  • если здание введено в эксплуатацию, либо собственника проводил капитальные ремонты, менял функциональное назначение объекта.

Также внеплановые проверки могут проводиться, если для объекта введен особый противопожарный режим. Его могут вводить государственные или муниципальные власти в случаях, указанных в нормативных актах.

Нормативные акты

Нормы пожарной безопасности, которым должно соответствовать здание, предусмотрены федеральными законами, СП, ГОСТ, НПБ. Непосредственно для проведения проверок МЧС применяются следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон № 294-ФЗ (скачать);
  • Федеральный закон № 384-ФЗ Безопасность зданий и сооружений (скачать);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • Приказ МЧС № 375 Административный регламент для надзорных проверок (скачать);
  • ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность (скачать);
  • НПБ 110-03 нормы пожарной безопасности (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать);
  • Приказ МЧС № 382 с Методикой определения расчетных величин пожарных рисков (скачать).

Для проектирования, строительства и эксплуатации отдельных видов зданий применяются специальные СП, ГОСТ и СНиП. Например, разные нормативные акты действуют для многоквартирных домов, общественных и производственных объектов. Эти моменты будут учитываться и при проведении пожарных проверок МЧС. Реестр плановых проверок можно найти на сайте МЧС.

Простым языком

Даже при максимальных мерах предосторожности, избежать рисков возникновения пожара невозможно. Поэтому обязанностью проектировщиков и собственников зданий является правильный расчет пожарных рисков и опасностей, разработка и соблюдение мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций

Проверка МЧС проводится по следующим направлениям:

  • соответствие документации нормам пожарной безопасности;
  • проверка систем защиты, оповещения и сигнализации;
  • проверка средств первичного пожаротушения;
  • обследование зданий на предмет соответствия пожарных лестниц, запасных и эвакуационных выходов, подъезда спецтехники к объекту;
  • проверка пожарно-технического минимума, т.е. процесса подготовки и обучения персонала.

Плановая проверка проводится по всем указанным направлениям. При внеплановых (внеочередных) проверках может определяться точный перечень вопросов для исследований. При выявлении нарушений выносятся предписания, которые собственник обязан исполнить в назначенный срок. Неустраненные нарушения влекут возбуждение административных дел, наложение штрафов, приостановление деятельности предприятия или объекта.

Проверки МЧС всегда предусматривают выездные мероприятий на предприятии, в зданиях

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте. Также в акте указываются:

— Ф.И.О. и должность инспектора;

— данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);

— дата, время, продолжительность проведения проверки;

— Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;

— перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

Какие компании освобождены от проверок

Учитывая недовольство представителей малого и среднего бизнеса регулярными проверками, в процессе которых расходуется много сил и времени, а серьезных нарушений в этом сегменте не отмечено, правительством принято решение об освобождении таких предприятий от визита инспекторов до конца текущего года.

Помещения социального назначения, в которых сконцентрировано много людей, к категории временно освобожденных от контроля не относятся.

Учреждения здравоохранения и образования, организации культурно-развлекательного назначения, крупные промышленные цеха, вне зависимости от юридического статуса подлежат обязательным проверкам.

Нарушения, которые часто выявляют

Несмотря на регламентирование требований, которые всегда доступны для изучения, часто при проверках обнаруживаются одни и те же нарушения.

В помещениях непроизводственного назначения размещают опасные предметы, на «черный» день складывают в них баллоны с газом.

Массово нарушаются запреты, ограничения на курение; на лестничных площадках устраивают хранилища; загромождают аварийные выходы из здания; активно используют комнаты цокольных этажей, даже в случае отсутствия туда отдельных входов.

В некоторых случаях инспектор ограничивается замечанием с требованием устранить нарушение. При серьезных провинностях предусмотрена уголовная ответственность.

Если руководитель не согласен с результатами проверки, при подписании акта он может указать на это письменно, сделав замечания. Возможно так же оформить жалобу в органы пожарного надзора, описав, в чем состояли нарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector