Этапы проведения овос
Содержание:
- Содержание оценки воздействия на окружающую среду
- Что такое оценка воздействия на окружающую среду и когда она проводится?
- Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме
- 2.3. Воздействия намечаемой хозяйственной деятельности
- Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
- Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний
- ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- 2.4. ВЕРОЯТНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
- 2.5. МЕРОПРИЯТИЯ, СНИЖАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТА НА ОС
- Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду
- 2.1. Характеристика намечаемой хозяйственной деятельности
- 2.2. Современное состояние и прогноз окружающей среды
- Для кого это обязательно
- ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Содержание оценки воздействия на окружающую среду
Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:
- определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.
Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.
При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности
Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения
С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п
Что такое оценка воздействия на окружающую среду и когда она проводится?
Проблемы экологии обсуждаются на самом высоком международном уровне. Регулярно появляются научные публикации о необходимости принятия неотложных мер в области охраны окружающей среды. Тем не менее, ситуация продолжает ухудшаться.
На эту тему появилось даже расхожее выражение о том, что в своё время Христос мог ходить по воде и это было чем-то необычным, а сегодня, если не остановить загрязнение водоемов, то такое «чудо» сможет совершить каждый.
Это высказывание не лишено определенной доли иронии, но факт остается фактом – положение с каждым годом только ухудшается. Для того, чтобы изменить ситуацию, реализуются долгосрочные природоохранные программы.
Оценке всех видов производственной деятельности отводится важнейшее место в комплексе мер, предпринимаемых в области экологии.
Детально рассмотрим основные понятия и положения по рассматриваемой теме.
Объекты, на которых проводится ОВОС:
- включенные в перечень подвергаемых обязательной поэтапной проверке;
- объекты, проверка которых инициирована отдельными гражданами или общественными организациями (объединениями);
- находящиеся на особо охраняемой природной территории.
Проведение ОВОС включает в себя целый ряд мероприятий. Предусмотрен также определённый порядок информирования общественности об их результатах.
Основные принципы Положения об ОВОС:
- принцип предполагаемой экологической угрозы — каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока оценка не установит его безопасность;
- принцип полноты представляемой информации и ее достоверности — лицо, ответственное за эксплуатацию объекта и проведение планируемой деятельности обязано предоставить всем участникам процесса всю имеющуюся у него информацию;
- принцип гласности — отдельные заинтересованные граждане или общественные природоохранные объединения имеют полное право контролировать все этапы проведения оценки.
Положение как федеральный документ содержит общие тезисы, описание сфер применения, обязанности участников, порядок общественных слушаний, ответственность за правонарушения проверяемых субъектов.
Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме
- Нефтеочистительная отрасль. Экологическая оценка проектов обязательна для нефтеочистных заводов и предприятий, оснащенных оборудованием для газификации, сжижения битуминозных сланцев и угля с производительностью более 500 т/день.
- Тепловые и атомные электростанции. Экологическая экспертиза проектов проводится для предприятий с установками, обладающими тепловой мощностью свыше 300 мВт, и сооружениями с ядерными реакторами.
- Ядерно-обогатительная отрасль. Экологическая экспертиза проектов обязательна для производств, использующих оборудование для обогащения и регенерации отработанного топлива, а также удаления, переработки и сбора радиоактивных отходов.
- Металлургия. Проект ОВОС разрабатывается в обязательном порядке для предприятий цветной и черной металлургии с крупногабаритным мартеновским и доменным оборудованием.
- Переработка асбестсодержащего сырья. Разработка разделов экологических исследований и разработка разделов ООС обязательна для получения, преобразования и переработки асбеста и асбестосодержащих продуктов производительностью свыше 20 тыс. тонн в год, фрикционных материалов – свыше 50 тонн в год, других видов продукции из асбеста – свыше 200 тонн в год.
- Авто- и железнодорожное строительство. Проведение оценки влияния и ООС при проведении ОВОС обязательно для объектов строительства скоростных магистралей, ж/д дорог дальнего сообщения, взлетно-посадочных полос протяженностью более 2100 метров.
2.3. Воздействия намечаемой хозяйственной деятельности
Анализируется взаимодействие производства (процесса), сырья, товарной продукции, отходов производства с элементами ОС по намечаемым вариантам производства и размещения объекта.
Приводится количественная сравнительная оценка вариантов проектируемого производства по их воздействию на окружающую природную среду.
Характеристика вариантов проектных решений включает 3 показателя:
1. Показатель использования сырья (ПИС).
2. Интегральный показатель экологической опасности факторов воздействия на ОС (ИПЭО).
3. Разнообразие (количество) факторов воздействия (Нф).
ПИС отражает полноту использования сырья при производстве продукции.
ПИС находят по материальному балансу предприятия, вычисляя по формуле:
(в %);(1)
где j — номер варианта,
— общее количество i-х видов сырья (т/год):
— общее количество i-х видов производимой продукции (т/год).
Количественные показатели видов сырья и производимой продукции сводятся в таблицу приложения 2.
ИПЭО — показывает экологическую опасность всего комплекса факторов воздействия на ОС.
Виды факторов воздействия:
1. Воздействия вещественные, вызванные действием потоков вещества на ОС (выбросы газов, жидкостей и твердых веществ).
2. Воздействия полей (электромагнитное излучение, радиация, свет, шум, тепло).
3. Воздействия механические, вызванные прямым изъятием элементов среды (площади постоянного и временного отвода земель).
Виды воздействий рассматриваются по периодам: изыскания, строительство, эксплуатация.
ИПЭО выражается числом (баллами), определенным по формуле:
(2)
где: ИПЭОj – ИПЭО j-го варианта проектных решений;
ПЭОi — показатель экологической опасности i-го фактора воздействия.
(в баллах)(3)
где: — максимальная интенсивность воздействия i-го фактора, характерная для рассматриваемого варианта проектируемого объекта. Выражается в единицах количества соответствующего фактора воздействия за единичный промежуток времени воздействия.
ДУВi — допустимый уровень воздействия на ОС. Выражается в единицах допустимого (нормативного) количества i-го фактора.
ПЭО газообразных выбросов определяется отношением объема выбросов конкретного загрязнителя (Mri) к величине его ПДК для наделения, животных и растений или ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия).
(баллы);(4)
Для сбросов жидкостей:
(баллы);(5)
где Мжi — масса i-го — компонента, сбрасываемого в водоем (кг/сут).
Для твердых отходов:
(баллы);(6)
где: Мтi — масса отходов i-го вещества за сутки;
КОi — величина, численно равная классу опасности твердого i-го вещества.
Для I, II, III, IVклассов опасности веществ величина КОi принимается по индексам — 1, 2, 3, 4 — соответственно.
ПЭО для воздействия полей определяется по формуле:
(баллы);(7)
где: ИПi — интенсивность i-го источника излучения;
ДУВi — допустимый уровень i-го вида излучения.
ПЭОМi для механических факторов воздействия определяется величинами площадей постоянного и временного отвода земель, при этом принимается 1 га равен 1 баллу.
Полученные результаты сводятся в таблицу (приложение 2).
При определении показателей экологической опасности необходимо соблюдать одинаковую размерность используемых величин, входящих в соответствующую формулу. При этом размерность выбирается такой, чтобы величина баллов ПЭОi выражалась небольшим целым числом (удобным для сравнения).
Разнообразие факторов воздействия (Нф) определяется количеством рассмотренных видов факторов воздействия.
Выбор варианта по экологическим критериям проводится путем сравнения 3-х показателей: показателя использования сырья (ПИС), интегрального показателя экологической опасности выбросов (ИПЭО) и разнообразия факторов воздействия (Нф).
С экологической точки зрения наилучшим вариантом является вариант с наименьшей величиной ИПЭО. из числа вариантов с одинаковой величиной ИПЭО выбирают вариант с большей величиной ПИС. Из вариантов с одинаковыми величинами ИПЭО и ПИС отдают предпочтение варианту с меньшей величиной Нф.
Для вариантов с одинаковыми значениями величин анализируемых показателей выбирается вариант с меньшей величиной показателя экологической опасности, определенный для аварийной ситуации.
Виды воздействия рассматриваются по периодам:
изыскания, строительство, эксплуатация, авария.
Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
Административное законодательство выделяет два вида деятельности: контроль и надзор.
По мнению Бринчука, суть административного надзора в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.
Анализ ст 65 Фз «Об охране окружающей среды» показывает, что законодатель на сегодняшний день рассматривает понятие надзора более широко, так как включает в него е экологический контроль. В Данном законе понятие контроля содержится в ст 1 ( это система мер, направленная на предотвращение, выявление, пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды). Обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в том числе и нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Контроль и надзор являются важнейшими правовыми мерами охраны окружающей среды.
Контроль и надзор выполняют функции:
- информационную,
- предупредительную,
- карательную.
Государственный экологический надзор — понятие дается в ст 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Формы: проверки.
Органы в случае обнаружения нарушения должны принять меры в отношении нарушителей.
Учитывая комплексность природы, можно говорить о системе государственного экологического надзора. Выделяют: земельный надзор, в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области обращения с отходами и т д.
Осуществляется от он на федеральном и региональном уровнях.
Основной орган: Росприроднадзор. В ряде случаев надзор передается органам власти субъектов РФ ( например, Федеральный государственный охотничий надзор). Существенной особенностью государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства является то, что он осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами, которые уполномочены проводить строительный надзор в соответствии с градостроительным законодательством.
Производственный экологический контроль — предусмотрен ст 67 ФЗ «Об охране окружающей среды». Это одна из функций управления на каком-то конкретном предприятии. Этот вид контроля осуществляют экологические службы предприятия ( если они есть), либо эта обязанность может быть возложена на функциональны службы главного инженера или главного энергетика предприятия. Производственный контроль должен способствовать проведению государственного надзора. Проводится от с целью охраны природных требований на предприятиях.
Общественный экологический контроль — одна из форм участия общественности в охране окружающей среды, осуществляется в целях реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду. Основные права граждан и общественных объединений закреплены в ст 12 и 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в различные органы власти и организации в целях предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, о хозяйственной и иной деятельности, создающей угрозу окружающей среде, жизни и здоровью и имуществу граждан. Получив необходимые сведения и обнаружив при этом отклонения от требований в области охраны окружающей среды, граждане и общественные объединения наделены правом обращаться в органы государственной власти, ОМС, природоохранную прокуратуру с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные ответы.
Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний
Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.
1) Протос Экспертиза
Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.
Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.
2) EcoStandard group
Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.
EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.
При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.
3) Эколюкс
Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.
Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.
Читайте подробный материал о независимой оценке.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ТерминСодержание термина
Ареалграницы местообитания биологического вида (животных, растений)
Биотасовокупность всех живых организмов, входящих в состав выделенной экосистемы
Натурный ущербущерб, выраженный в натурной Форме (например, в штуках)
Окружающая средавсе что заходится за пределами границ, выделенного объекта в пределах района его размещения
Природная средасоставная часть окружающей среды, не нарушенная хозяйственной деятельностью человека в пределах района размещения объекта
Потоки веществаПеремещение в пространстве материи в форме вещества
Факторы воздействиявсе то, что способно вызывать изменения в объектах воздействия
Фаунасовокупность всех животных
Флорасовокупность всех растений
Средысоставная часть природной среды (земля, недра, вода, флора, фауна и др.)
Популяциясовокупность особей одного вида, проживающих на выделенной территории их местообитания
Депопуляцияв социально-экономическом смысле обозначает устранение границ между ранее разобщенными социальными группами
Трофические связисвязи между организмами, возникающие за счет включения их в одну цепь питания (например хищник — жертва)
Топические связимежорганизменные связи, возникающие в результате создания благоприятных условий среды одним организмом другому (например, высокоствольные деревья для вьющихся растений)
Элиминацияудаление, устранение, изъятие
Реципиентычасти целого, воспринимающие какое либо воздействие
Объекты воздействияэлементы окружающей среды, на которые направлено воздействие повреждающих факторов промышленного объекта (здоровье населения, природные ресурсы, территория и др.)
Факторы воздействияфакторы промышленного объекта, интенсивность которых вызывает повреждения элементов ОС
Потери природных
ресурсовПриродные ресурсы, утратившие свое качество или изменившие свойства под влиянием факторов воздействия промышленного объекта.
2.4. ВЕРОЯТНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Перечень гипотетических аварий на проектируемых объектах (с помощью расчетов либо логических рассуждений). Оценка последствий таких аварий производится исходя из энергетических потенциалов проектируемых объектов, возможной длительности поступления сырья из недр земли и др.
Возможность и вероятность наступления аварийных ситуаций производится с использованием действующей методики по определению значений вероятности нежелательных событий на объекте.
Перечень возможных аварий, связанных со вспышками и взрывами пылегазовоздушных смесей, возможные последствия от аварий на работающих и население, на природу в целом, на здания и сооружения.
2.4.1. Сценарии развития аварийных ситуаций
Ход возможного развития аварии: нарушение технологического процесса — нарушения в конструкции коммуникаций и оборудовании — повреждение (нарушение целостности) коммуникаций или оборудования — связанное с этим выделение вредных, горючих или взрывчатых веществ — взрывы, пожары или токсическое действие вредных веществ, распространение, опасное воздействие на ОС и население.
2.4.2. Возможные причины возникновения аварий
Анализ причин наступления аварий и анализ возможного развития аварий должен быть подробным с учетом стихийных явлений, чтобы была на этой основе возможность разработки профилактических мер недопущения аварий или снижения их отрицательного воздействия.
Перечень проектируемых газоопасных объектов (с выделением особо опасных) по взрыву газа и пыли, привести характеристику (состав и свойства) взрывоопасных смесей, их источники выделения горючих веществ, рассчитать время образования взрывоопасных концентраций объектов и прилегающих к ним зон.
Перечислить все предполагаемые виды веществ и энергий потенциально опасных с точки зрения воспламенения пылегазовоздушных смесей (дуговые искры и разрывы, статическое электричество, фрикционное искрение и т.д.), источники их выделений, наиболее вероятные эпицентры возникновения очага воспламенения. Привести расчетные дозы воздействия на персонал и население токсичных газов в сопоставлении с ПДК рабочей зоны и населенных пунктов. Определить величину зон превышения уровня ПДК и нижнего предала взрывоопасности, а также механического и термического воздействия взрыва на ОС.
2.5. МЕРОПРИЯТИЯ, СНИЖАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТА НА ОС
Способы снижения отрицательных воздействий определяют после выделения объектов воздействия. При этом используют способы:
а) снижающие интенсивность воздействующих факторов (газопоглощающие, пылеулавливающие, шумоподавляющие и др.);
б) изменяющие направления воздействия (захоронение, утилизация и др.);
в) восстанавливающие повреждения природной среды (рекультивация, подкормка животных и др.);
г) преобразующие природную среду (изъятие отдельных видов организмов и содержание их в питомниках);
д) регламентирующие природопользование (службы контроля, надзора).
Способы снижения отрицательных воздействий реализуются в виде разработки природоохранных мероприятий, направленных на охрану компонентов природной среды.
Для каждого используемого природоохранного мероприятия находят его экологическую и экономическую эффективность.
Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду
При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руководствуется рядом принципов:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
- обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду при планировании хозяйственной и иной экологически значимой деятельности;
- обязательности выявления и анализа альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая «нулевой вариант» (отказ от планируемой деятельности);
- обеспечения участия общественности в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- научности (включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных);
- комплексности и системности (отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических факторов);
- доступности информации (обязанности заказчика предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации);
- недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
2.1. Характеристика намечаемой хозяйственной деятельности
2.1.1. Назначение объекта
Обоснование необходимости строительства объекта со ссылкой на документы.
Наличие объекта в Генеральной схеме развития газовой промышленности, а также в схеме развития района.
Виды товарной продукции, потребность в продукции и направление использования в народном хозяйстве страны, а также использование для местных нужд.
Ориентировочные сроки строительства, срок ввода в эксплуатацию, период выхода на проектную производительность, перспективы развития. Срок эксплуатации объекта.
Наличие особых указаний, ограничений, требований: необходимость строительства объектов подготовительного периода — транспортных коммуникаций (количество и вид), баз, причалов и др.; указание определенных сезонных видов работ или ограничение сроков работы на местности.
2.1.2. Потребность в элементах ОС
Потребность в элементах ОС представить по периодам: строительство объекта (с указанием срока), период эксплуатации (количество дет).
Потребность в элементах ОС и ее удовлетворение за счет местных источников и/или доставляемых из других районов страны, например, трудовые ресурсы (указать откуда и количество): земля (в т.ч. постоянное и временное отчуждение), воздух (кислород), вода, местные строительные материалы.
Анализируемые данные представить в .
Потребность в элементах среды по объекту
Таблица 2.1.2-1
Элементы ОС
Примечание
трудовые ресурсы
земля
вода, тыс. м3/год
проч. элем. (вид, к-во)
тыс. чел.
в т.ч. из др. районов
всего
в т.ч.
постоянно
временно
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Изыскания
2. Строительство
3. Эксплуатация
2.1.3. Отходы, выбросы в ОС
Данные по отходам представать по среднегодовым периодам: изысканий, строительства, эксплуатации (среднегодовые за период выхода на проектную производительность) в соответствии с .
Таблица 2.1.3-1
Перечень, количество
в атмосферу
в водоемы
в грунт
в недра
твердые
жидкие
1
2
3
4
5
6
1. Изыскания
2. Строительство, всего, в среднем в год
3. Эксплуатация, всего, в среднем в год
2.2. Современное состояние и прогноз окружающей среды
2.2.1. Природная среда
К анализируемым компонентам отнесены воздушная среда, водная среда (включая поверхностные и подземные воды), почва недра, растения животные.
2.2.1.1. Атмосфера
Климатическая характеристика района, перечень контролируемых загрязнений атмосферы, фоновые концентрации за последние 5 лет, условия рассеивания и трансформация выбросов, неблагоприятные метеоусловия и их влияние на рассеивание.
2.2.1.2. Вода
Перечень основных водоемов, их характеристики (гидрологическая, рыбохозяйственная), характеристика поверхностных и подземных вод, концентрация загрязняющих веществ за последние 5 лет, условия бассейна, определяющие процессы разбавления и трансформации.
2.2.1.3. Почва
Почвенная характеристика административно-территориальной единицы — АТЕ (район, область, округ), в которой будет размещен промышленный объект.
Почвенные разности, их площади.
Участки с различной народнохозяйственной ценностью, выделенные на карте- схеме.
2.2.1.4. Растения
Общая характеристика растительности ATE. Виды растений (в пределах района размещения объекта), ареалы популяций и их численность.
Редкие, исчезающие, эндемические виды и виды, занесенные в Красную книгу.
Карта ареалов популяций растений.
Охраняемые территории (заповедники, заказники, парки и др.).
Участки леса по классам пожарной опасности.
2.2.1.5. Недра
Наличие и расположение полезных ископаемых и редких геологических обнажений, минеральных образований. Карта-схема.
Водоносные горизонты пресных вод. Карта-схема.
2.2.1.6. Животные
Виды животных, ареалы их популяций и численность.
Редкие, исчезающие виды.
Виды, занесенные в Красную книгу.
Виды, имеющие народнохозяйственную ценность.
Карта-схема ареалов животных, в т.ч. особо ценных.
Пути миграции, места гнездования, кормежки, выведения потомства и др.
2.2.2. Общее санитарное состояние территории
Характеристика санитарного состояния производится для территорий АТЕ.
При этом выделяют участки территории с наиболее напряженной санитарной обстановкой и приводят их характеристику.
2.2.3. Население
Ближайшие населенные пункты от места строительства предприятия. Численность населения (городское, сельское). Этнический состав, специализация рабочего населения, избыток или недостаток рабочих кадров.
Медицинское обслуживание и здравоохранение.
Социальное обслуживание, заболевания (виды, число дней нетрудоспособности на 1 человека в год).
2.2.4. Прогноз состояния окружающей среды
Приводится прогноз состояния окружающей среды (природная среда и население), без учета строительства проектируемого объекта, представленный органами Госкомприроды.
Для кого это обязательно
Разработка документации по проекту ОВОС признаётся необходимой:
- Для объектов, чья деятельность оказывает неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку окружающей среды. К таким объектам относятся нефте- и газоперерабатывающие предприятия, тепловые электростанции, золоотвалы, полигоны с утилизируемым отходами, склады, на которых хранятся химпродукты, коксовые печи и др. Полный список объектов можно найти в Приказе Минприроды №222 от 18 июля 1994 г.
- Для объектов, расположенных в приделах особо охраняемых зон. Например, в местах произрастания редких растений или обитания редких животных, на территориях уникальных ПТК и нерестовых угодий, в областях повышенной экологической чувствительности.
- Для объектов, которым был присвоен особый правовой статус. В том числе статус памятника природы или зоны расселения малочисленного народа.
- Для объектов, строящихся или проходящих техперевооружение на территории искусственно созданных островов.
- В случае, если местное население, проживающее в непосредственной близости от хозяйствующего субъекта, считает проект ОВОС жизненно важным в связи с обострившейся, на их взгляд, экологической ситуацией.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.
— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.