Дополнительное профессиональное образование: коротко о главном
Содержание:
- Что выбрать: модные веяния или реальные знания?
- Суть дополнительного профессионального обучения
- Материальная база
- Обязанности и ответственность педагога
- Как получить сертификат на дополнительное образование
- Найдено научных статей по теме — 15
- Организация и содержание дополнительного образования в вузе
- Современный подход к организации дополнительного образования
- Школа как форма организации дополнительного образования детей
- Принципы организации дополнительного образования детей в России
- Организация дополнительного школьного экономического образования
- Организация кружка росписи в системе дополнительного образования
- Организация дополнительного образования рабочих кадров на предприятии
- Организационные условия мотивации педагогов дополнительного образования
- Проектно-целевая технология организации дополнительного образования в вузе
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
- Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся
- Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей
- Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы
- Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
- Основные этапы создания новых мест
- Специфика работы
- Дополнительное профессиональное образование
- Этапы и функции дополнительного образования в школах
- Как получить дополнительное профессиональное образование — 5 простых шагов
- Как получить сертификат?
- Место дополнительного образования в системе
- Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов
- Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала
- Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров
- Этап 3. Определение методов повышения квалификации
- Этап 4. Выбор тренера по обучению
- Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации
- Этап 6. Реализация разработанных методов
Что выбрать: модные веяния или реальные знания?
Самое главное, это не превратить дополнительное образование в какое-то модное течение. К сожалению, среди тех, кто посещает разнообразные тренинги и курсы сегодня встречается множество людей, которые делают это не ради того, чтобы получить новые навыки, а ради желания похвастаться наличием очередной «корочку». Такие люди совершенно не интересуются качеством и объемом получаемых знаний, и зачастую только приблизительно понимают, чему их учили.
Именно по этой причине выбирать дополнительное образование нужно только в контексте практического применения (то есть, ту программу, которая пригодится в работе). Это может быть как профессиональная переподготовка, так и более углубленное изучение специальностей, которые так или иначе связаны с профессиональной деятельностью. В любом случае старайтесь ориентироваться на личные цели и достижения, а не на модный спрос на ту или иную специальность.
Суть дополнительного профессионального обучения
Программы ДО подразумевают наличие у студентов дипломов о начальном, среднем специальном или высшем профессиональном образовании. Цель обучения заключается в совершенствовании приобретенных знаний и навыков, повышении деловых качеств либо в переквалификации для трудовой деятельности в новой сфере.
Как правило, дополнительное образование платно, исключение составляют случаи, когда работодатель заинтересован в повышении квалификационного уровня сотрудника и оплачивает его обучение.
Современная система дополнительного профессионального образования учитывает новые социальные тенденции, когда студенты предпочитают не те высшие учебные заведения, которые предлагают желаемую специальность, а те, куда есть шанс поступить. В результате многие выпускники вузов уходят из профессии и обращаются к системе дополнительного образования для взрослых с целью переквалификации.
Материальная база
Для организации системы дополнительного образования в основном используется база учебного учреждения: кабинеты, литература, инвентарь. Не все заведения обладают достаточными ресурсами для углубленного изучения предметов и внеклассных занятий.
Поэтому в школе существует платное дополнительное образование, которое подразумевает фиксированную стоимость посещения. В нее входят оплата услуг педагога, оборудование и аренда помещений, если занятия проходят вне учебного учреждения.
Некоторые школы выходят из ситуации, организуя условно-бесплатное внеклассное обучение, которое подразумевает сбор финансовых или материальных средств, необходимых для приобретения дополнительного оборудования, инвентаря или литературы.
https://www.shutterstock.com/ru/g/Irina+Malina/sets/260561224
Обязанности и ответственность педагога
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых устанавливает три обобщенные трудовые функции:
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам. В списке обязанностей — отбор учеников (обычно это предполагает работу в комиссии), подготовка учащихся к соревнованиям, конкурсам, выставкам и другим мероприятиям, помощь в развитии талантов и в коррекции поведения, разработка образовательных программ, оценка и аттестация учеников, консультирование детей и их родителей (в том числе на родительских собраниях), организация и проведение досуговых мероприятий.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления не учит детей сам, а помогает в работе своим коллегам. Он изучает рынок услуг дополнительного образования, разрабатывает программы и формирует предложения, которые, на его взгляд, будут пользоваться спросом. Также он консультирует педагогов, оценивает и утверждает или отклоняет разработанные ими программы, подбирает курсы переподготовки или повышения квалификации для специалистов. Кроме того, в его обязанности входит посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, которые проводят педагоги дополнительного образования, а также разработка рекомендаций по улучшению этих мероприятий и уроков.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Специалист этого направления разрабатывает и проводит массовые мероприятия (выставки, соревнования и пр.), организует набор учащихся и следит за тем, чтобы все группы были укомплектованы, привлекает новых учеников, взаимодействует с органами власти, социальными партнерами и другими организациями по вопросам образования и проведения мероприятий. Кроме того, такой специалист контролирует и координирует работу педагогов и анализирует результаты реализации образовательных программ.
Эти обязанности, перечисленные в профстандарте, могут быть включены в должностную инструкцию педагога дополнительного образования. Учитывайте это при выборе направления работы.
Помимо стандартных для всех работников пунктов «ненадлежащие исполнение трудовых обязанностей» и «нарушение внутреннего распорядка, распоряжений директора или требований ТК РФ» педагог дополнительного образования несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников, за качество занятий и мероприятий, которые он проводит
За аморальный поступок или насилие над учеником (неважно, физическое или психическое), даже однократное, учителя могут уволить. Кроме того, педагог несет материальную ответственность за причинение ущерба ученикам или организации в связи с исполнением или неисполнением своих обязанностей
Как получить сертификат на дополнительное образование
Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.
До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.
Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.
Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.
Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.
Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.
Для получения сертификата в Навигаторе авторизованному пользователю «Навигатор дополнительного образования» необходимо в личном кабинете, во вкладке «Дети» нажать «Получить сертификат».
Система выдаст адреса учреждений, куда нужно будет прийти с документами, чтобы подтвердить данные о ребёнке/детях, данные о сертификате, оформить заявление на зачисление средств и согласие на обработку персональных данных. Из документов с собой нужно будет иметь:
- Паспорт;
- Свидетельство о рождении ребенка (или паспорт для детей от 14 лет).
После этого средства можно будет направить на оплату кружка.
Использование сертификата
С помощью внедрения новой системы государство стремиться улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальным придется меняться или ликвидироваться.
Теперь родителям и детям будет удобно выбирать и записываться на секции. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация:
- Кружки и секции, работающие в районе;
- Расписание;
- Отзывы других родителей.
В результате внедрения больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.
Оплачивать по сертификату можно не только государственные, но и частные секции. Главное условие — частная организация и индивидуальный предприниматель должны иметь лицензию, а также быть включенными в систему бюджетного финансирования. Такие секции в Навигаторе отмечаются ярлыком «Доступна оплата сертификатом».
Источники
Найдено научных статей по теме — 15
Организация и содержание дополнительного образования в вузе
Маврин Б. М., Чумак Н. Ф., Колесова Н. К.
Дан анализ деятельности факультета дополнительного образования в вузе с учетом запросов общества и потребностей рынка труда в регионе.
Современный подход к организации дополнительного образования
Попова Елена Михайловна
В статье рассматривается современный подход к организации дополнительного образования, обоснована необходимость его использования, а так же приведены различные методы обучения, формы организации деятельности и виды проведения заня
Школа как форма организации дополнительного образования детей
Куприянов Борис Викторович
Статья знакомит читателей с такой достаточно распространенной формой дополнительного образования детей как «школа».
Принципы организации дополнительного образования детей в России
Золотарёва Ангелина Викторовна
В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.
Организация дополнительного школьного экономического образования
Егорихина Светлана Юрьевна, Попова Вера Ивановна
В статье представлен опыт организации дополнительного образования школьников в рамках экономического факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, приведены результаты деятельности данного факультатива в 2007/2008 – 2011/
Организация кружка росписи в системе дополнительного образования
Джураев М.
Статья посвящена проблемам углубления и расширения художественно-эстетического восприятия учащихся на занятиях в кружке росписи.
Организация дополнительного образования рабочих кадров на предприятии
Сериков Геннадий Николаевич, Алексеев Иван Владимирович
Рабочие на современном производстве, чтобы быть конкурентоспособными и обеспечивать конкурентоспособность своих организаций и предприятий, должны вливаться в процесс непрерывного развития квалификации.
Организационные условия мотивации педагогов дополнительного образования
Темлянцева Наталья Александровна
Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала существенных изменений во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования.
Проектно-целевая технология организации дополнительного образования в вузе
Коротаев Вадим Геннадьевич
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания и содержание действий, составляющих проектно-целевую технологию как эффективного способа реализации государственного, регионального или муниципального задания на оказан
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
Власова Ирина Анатольевна
Рассматриваются проблемы организации и реализации дополнительного образования взрослых. Осуществляется анализ рынка образовательных услуг России в области общего дополнительного образования.
Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся
Волгина Ирина Владимировна
В статье рассматривается дополнительное образование и роль учреждений дополнительного образования в создании социально приемлемой и эффективной образовательной среды, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности
Развитие организационной культуры учреждения дополнительного образования детей
Антопольская Татьяна Аникеевна, Сарычев Сергей Васильевич, Ходусов Александр Николаевич
В статье представлен опыт развития организационной культуры на основе внутрикорпоративной системы повышения квалификации и профессионального роста педагогов и управленцев учреждения дополнительного образования детей.
Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы
Поплавская Анита Андреевна, Груздев Иван Андреевич, Петлин Андрей Васильевич
Представлен обзор зарубежных исследований, посвященных участию семей в дополнительном образовании детей.
Методологические подходы к организации дополнительного профессионального образования
Николаева С. В.
В статье рассматриваются методологические подходы, на основе которых осуществляется подготовка специалистов ин-тегративного профиля в системе дополнительного профессионального образования.
Основные этапы создания новых мест
При создании новых мест необходимо предоставить детям возможность заниматься востребованными, актуальными и популярными видами деятельности и обеспечить доступность качественного дополнительного образования, в том числе за счет использования новых форм и технологий.
В процессе формирования мест необходимо:
- определить, по каким образовательным направлениям и тематикам будут организованы занятия, учитывая современные потребности детей, социальные и культурные особенности региона, местные запросы экономики и рынка труда;
- выбрать масштаб реализации дополнительных программ и формы обучения, исходя из востребованности, существующей инфраструктуры, материально-технических и кадровых ресурсов;
- обеспечить равные условия и доступную среду для всех детей, вне зависимости от расположения образовательной организации, социального статуса и возможностей здоровья;
- сформировать, утвердить перечень оборудования, заключить соглашение на финансовое обеспечение и привлечь кадры для реализации выбранных дополнительных программ.
Специфика работы
В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует
И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе
В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.
Дополнительное профессиональное образование
ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.
Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе
Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка
Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).
Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:
- (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
- (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
- (Минздрав РФ);
- подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).
ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре . Программа включает следующие блоки:
- цель обучения;
- планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
- учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
- календарный учебный график;
- рабочие учебные программы дисциплин;
- организационно-педагогическое обеспечение;
- оценочные материалы и иные компоненты.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.
В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.
Этапы и функции дополнительного образования в школах
Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление – это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
- Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
- Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
- Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
- Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
- в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
- вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
- возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
- творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
- личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
- получении профессиональной подготовки.
Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:
- Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
- Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
- Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
- Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
- Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
- Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.
Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:
- Профилактика беспризорности и безнадзорности.
- Отвлечение от приобретения вредных привычек.
- Предупреждение правонарушений.
- Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
- Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
- Формирование сплоченного коллектива школы.
Как получить дополнительное профессиональное образование — 5 простых шагов
Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.
Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Выбираем программу образования
Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.
Выбирая программу, обращайте внимание на:
- её продолжительность;
- форму обучения;
- стоимость курсов;
- вид документа, получаемого по окончанию;
- график учебы;
- наличие лицензии у обучающей компании.
От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.
Шаг 2. Подаем заявку и оплачиваем обучение
Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.
Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.
В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.
После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.
Общий перечень документов для поступления:
- паспорт;
- документ о высшем или средне-специальном образовании;
- трудовая книжка;
- документ о смене фамилии (если таковая была);
- студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).
Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.
Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.
Шаг 3. Проходим обучение
Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.
Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.
Срок обучения зависит от его вида.
Сроки дополнительного образования:
№ | Вид | Сроки обучения |
1 | Повышение квалификации | до 72ч. — краткосрочное
от 72 до 100 ч. -тематическое свыше 100 ч. — длительное |
2 | Профпереподготовка | обучение свыше 500 ауд.ч. обучение свыше 1000 ауд.ч. |
Шаг 4. Сдаем экзамены
Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.
Формы итогового испытания:
- устный экзамен;
- письменная работа;
- тестирование.
Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.
Шаг 5. Получаем диплом
При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено повышение квалификации, или диплом при профпереподготовке.
Как получить сертификат?
Сертификат выдаётся по прописке. Например, ребёнок ходит в школу в г. Киров, но прописан в районе. Он получит сертификат в своём районе, соответственно, и доступ к кружкам будет только в районе, а не в самом городе.
Это обстоятельство тоже вызвало недовольство родителей, поскольку до введения сертификатов при устройстве ребёнка в кружок прописку не спрашивали.
Чтобы получить сертификат, надо пройти регистрацию на сайте программы. Все необходимые документы будут высланы на электронную почту. Их необходимо заполнить и принести в организацию, которая занимается ведением реестра. Так сертификат станет активированным. Записываться на кружки и следить за расходованием средств можно в личном кабинете программы.
Мнения родителей относительно программы разошлись. Одним введение сертификатов показалось лишней бюрократией, потому что количество бесплатных кружков лимитировано, сумма на платные занятия маленькая, многие организации оплату через сертификаты не принимают, а ребёнок без прописки вообще не сможет попасть на кружки.
Другие, наоборот, оценили новую систему, потому что заключение договора и запись на занятия проходят онлайн — не надо лишний раз ходить по организациям.
Сейчас ПФДО проходит в качестве эксперимента в ограниченном количестве регионов.
Не надо забывать, что дополнительное образование ребёнка можно оплачивать средствами материнского капитала. Об особенностях использования сертификата и ограничениях мы рассказывали в статье «Маткапитал на образование».
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.
В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.
Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов
Процесс переподготовки и повышения квалификации можно поделить на несколько этапов.
Рассмотрим основные из них.
Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала
Определение потребности в обучении происходит на различных уровнях.
1) На уровне всей компании
Потребность определяется в зависимости от следующих факторов:
- введение новых технологий в производство;
- планирование выпуска нового вида продукции;
- модернизация производства;
- создание новых подразделений;
- открытие новых видов деятельности;
- появление новых рабочих мест.
2) На уровне структурного подразделения
Необходимость повышения квалификации и переподготовки вызвана:
- нарушением технологических процессов по вине работников;
- изменением плана производства;
- результатами профоценки;
- повышением травматизма;
- увеличением объема бракованной продукции.
3) На уровне отдельного работника
Потребность в обучении зависит от:
- индивидуального плана развития сотрудника;
- результатов аттестации;
- желания карьерного роста.
Качественный анализ всех этих факторов позволяет определить общую потребность любой компании в повышение квалификации и профпереподготовке.
Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров
Выявив потребность в обучении, переходим к составлению бюджета. Необходимо определить и зафиксировать документально, сколько и когда вы планируйте потратить на эти цели денежных средств компании.
Бюджет формируется тремя способами:
- от задач (ведущую роль играет стратегия компании, ее цели в планируемом периоде);
- от возможностей (при ограниченных финансовых возможностях);
- комбинированный.
В каждой компании структура бюджета разная и зависит от способов обучения (самостоятельно внутри компании или с привлечением специализированных фирм).
Обычно статьями затрат служат: расходы на содержание помещения, на оборудование, на оплату сопровождения обучения, на оплату услуг учебных центров и т.п.
Как показывает практика, курсы повышения квалификации дистанционно — это наименее затратный для бюджета способ обучения.
Этап 3. Определение методов повышения квалификации
При планировании обучения персонала нужно определить его методы.
Наиболее распространенные методы повышения квалификации:
- семинары;
- вебинары;
- лекции;
- курсы (краткосрочные, проблемные, долгосрочные).
В некоторых российских компаниях набирает популярность наставничество как метод обучения персонала.
Выбор метода зависит в большей степени от целей обучения
Кроме того, важно определиться и с его формой: очная, заочная, дистанционная, группы выходного дня и т.д
Этап 4. Выбор тренера по обучению
Выбирая тренера для обучения персонала вашей компании, ознакомьтесь с опытом его работы. Изучите документацию, позволяющую сделать выводы об уровне его образования, профессионализма.
Не пренебрегайте отзывами. Кто расскажет лучше о преподавателе, чем его бывшие ученики!
К выбору относитесь ответственно. Помните: по статистике 90% успеха обучения зависит от преподавателя — его профессионализма, опыта, личностных качеств.
Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации
Если планируете обучать своих сотрудников внутри компании, предварительно разработайте и утвердите программу.
Рекомендую для этого воспользоваться услугами профессионалов со стороны, так как внутри вашей фирмы может не оказаться специалиста нужного профиля и квалификации.
Если воспользуетесь услугами учебного центра, то вам предложат на выбор несколько готовых программ. Внимательно изучите их и выберите то, что нужно именно вашим сотрудникам.
Этап 6. Реализация разработанных методов
В зависимости от выбранного метода принимается и дальнейшее решение по его реализации.
Способа здесь, как правило, три:
- Организовать обучение собственными силами в самой компании.
- Обучать персонал в своем офисе с привлечением приглашенных тренеров.
- Обучаться в сторонних учебных центрах.
Исходя из собственного опыта, скажу, что первый способ самый сложный. Сэкономить на нем не получится, а вот потратить деньги и получить не тот результат, который ожидали — вполне возможно. Взвесьте все «за» и «против», рассчитайте свои силы и только потом принимайте решение!
После окончания обучения обязательно проверьте уровень знаний обучившихся сотрудников. О том, как это сделать правильно, читайте в конце статьи.