Рынок российского онлайн-образования вырастет до 53 млрд к 2021 году

Цифровые приоритеты

Если для одних игроков массовый переход пользователей в онлайн стал стресс-тестом, то другим позволил вырваться в лидеры. В сумме число студентов школ из топ-10 рейтинга за год выросло в два раза и составило более 14 млн человек. Заметнее всего аудиторию расширили компании, специализирующиеся на цифровых профессиях. Как отмечают в «Нетологии-групп», вошедшей в своем сегменте в тройку лидеров, пик популярности онлайн-курсов пришелся на начало весны: только за март 2020-го аудитория компании выросла на 345%.

«В прошедшем году особенно отметилась потребность в кадрах, которые умеют работать с большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью, — отмечает Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология». — Цифровая трансформация экономики также стимулирует востребованность бизнес-образования: компаниям нужны цифровые лидеры и управленцы, способные запускать и руководить сложными ИТ-продуктами».

Тем не менее по итогам года лидерство на рынке сохранила школа иностранных языков Skyeng, также возглавлявшая рейтинги 2018–2019 годов. Ей уступил онлайн-университет современных профессий Skillbox, который поднялся с четвертого на второе место. Замыкает тройку лидеров, как и в предыдущем году, образовательная платформа «Учи.ру».

Экономика образования

Как «Учи.ру» зарабатывает на школьных задачках

В целом ресурсы, обучающие цифровым профессиям, продемонстрировали наибольший рост выручки за год — по сегменту она составила около 30% от общей суммы, которую заработали топ-60 в 2020 году. Этому не помешало даже то, что часть этих компаний замедлила рост к концу года.

Дело в технике

В российском EdTech сильная контентная составляющая: есть программы для дошкольников, школьников и взрослых, для тех, кто хочет повысить квалификацию, и тех, кто меняет профессию, для топ-менеджеров и управленцев среднего звена. При этом коммуникационная часть развита намного хуже. Во время локдауна учителям и репетиторам приходилось собирать «Франкенштейна» из Zoom, WhatsApp и Discord, чтобы провести урок.

«В 2020 году не осталось людей, равнодушных к дистанционному формату обучения. Если раньше кто-то просто не хотел с этим сталкиваться, то сейчас дистант либо любят, либо ненавидят. <…> Много негатива со стороны родителей, потому что школы и университеты были не готовы к переходу на такой формат», — отмечает генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов.

Эту проблему начали решать «Ростелеком» и Mail.ru Group. С конца 2020 года они разрабатывают «Сферум» — платформу для обучения и коммуникаций на базе технологий «ВКонтакте», которая должна объединить школьников, учителей и родителей и в перспективе вытеснить иностранные сервисы из учебного процесса. Школы пятнадцати регионов опробуют её уже в этом году.

Но коммуникации — не единственная область, где EdTech не хватает Tech. Сам формат онлайн-образования у многих вызывает скепсис. Его привыкли сравнивать с традиционным обучением, где можно провести занятие в музее и поставить химический или физический опыт, а в общении учителя и ученика есть невербальная составляющая. Преодолеть этот разрыв индустрия пытается с помощью инноваций, в частности — внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности (AR и VR).

В августе 2020 года компания HolonIQ опубликовала прогноз, согласно которому к 2025 году в мире будут тратить 404 млрд долларов на технологии обучения. По данным Accenture, уже через год на VR и AR в образовании уйдёт 6,3 млрд долларов.

Изображение: Майя Мальгина для Skillbox Media

Возможно, благодаря развитию технологий виртуальной реальности удастся преодолеть пропасть между онлайн- и офлайн-обучением, и вместо того, чтобы бороться друг с другом, эти два формата будут сочетаться в одной программе. Такой подход называется blended learning.

Правда, «в ближайшие несколько лет VR и AR не смогут полностью стереть границы между онлайн- и офлайн-обучением. Пока мы можем только дополнить курс визуализацией контента. На рынке ещё нет общедоступных устройств, которые позволили бы получить полноценный опыт иммерсивного погружения и группового взаимодействия. Чтобы они появились, нужно увеличить скорость и пропускную способность интернета. Только после этого можно будет передавать сложный визуальный контент», — говорит менеджер проектов компании Varwin Владислав Лобановский. Varwin создаёт VR-решения для бизнеса.

Язык вприкуску с алгеброй

Многие программы бесплатны, но если вам нужен сертификат — за это придется заплатить. Однако цены отнюдь не кусаются — они сравнимы с ужином в среднем ресторане в расчете на одного человека.

Таким образом, для вузов создание онлайн–курсов будет еще одним источником прибыли. По мнению основателей акселератора онлайн–школ ACCEL, эксперт, транслирующий знания онлайн, может зарабатывать до 700 тыс. рублей в месяц.

В нишу онлайн–образования подались и отдельно взятые энтузиасты, но пока самый качественный контент производят университеты. Наиболее активный российский провайдер МООК, НИУ ВШЭ, разместил 81 курс на платформе Coursera, 43% из которых записаны на английском языке. В Петербурге в гонку по производству образовательного контента включились СПбГУ, Политех, ИТМО, ЛЭТИ, Европейский университет. Исследование Courseburg указывает на Политех как на лидера по количеству выпускаемых курсов.

Ценник на создание видеолекций колеблется от 200 тыс. до 1 млн рублей, говорит Андрей Лямин, начальник департамента открытого образования ИТМО: «Если курс с простыми заданиями и видеоматериалом — это минимальная стоимость. Если вместо «говорящей головы» (у нас в университете от этого уходят) делают анимации: добавляются виртуальные лаборатории со сложной проверкой, которые формируют навыки, например, по программированию, механике или оптике, — стоимость повышается».

VR–технологии и геймификация — очередные ступени в онлайн–образовании. Например, чтобы попасть прямо в открытый космос и узнать все о каждой планете и главном спутнике Земли, нужны очки Google Cardboard (стоимостью до 2 тыс. рублей) и приложение для смартфона Titans of Space (200 рублей).

Качество образовательных онлайн–проектов подтверждается в академической среде. Например, курс по основам цифровой обработки сигналов, разработанный командой ЛЭТИ, признан одним из лучших на Международном конкурсе EdCrunch Award 2018.

«Неизменный спутник большинства онлайн–курсов — это разного рода системы рейтингования, которые в значительной степени ориентированы на соревновательность: всегда приятно увидеть свое имя в верхней части списка или получить сертификат с пометкой with distinction, — рассказывает заместитель директора центра новых образовательных технологий СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Токарев. — Ряд платформ дает возможность получать, говоря языком наших студентов, приятные «ачивки», кастомизировать профиль слушателя и т. д. Ну и наконец, все большее число авторов используют принцип «дополненной виртуальности», то есть практикуют живые встречи–обсуждения по итогам окончания онлайн–курса».

2016

J’son & Partners Consulting

Цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

  • XuetangX– китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.
  • Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») — >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
  • 17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») – подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:

Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX)

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

  • Coursera for Business – ужеработаютс BCG, L’Oreal, Axis Bank
  • iVersity Professional Development – европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
  • Udacity forBusiness – те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корп. HR

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:

  • Microsoft и лидеры в производстве курсов (78 и 50 курсов соответственно).
  • Другие ИТ-компании подхватывают тренд (, Cisco, AT&T и др.)

Растет востребованность проектного обучения — сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:

Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects)

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) – наиболее востребованные направления обучения:

  • Пример: ABCmouse– обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
  • BabyStep– российская платформа с контентом для детей — крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.

Технологические тренды:

  • Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
  • Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
  • Big Data необходима для улучшения технологий обучения

Тематические тренды:

  • Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
  • Подбор коучей и репетиторов
  • Мобильный тьютор в определенной сфере
  • Курсы для творческих профессий
  • Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом — повышают product awareness
  • Узкая специализация – весь сайт про одну тему

Методологические тренды:

  • Сближение рекрутмента и обучения
  • Serious Games – геймификация в B2B-сегменте
  • Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
  • Обучение через наблюдение и копирование

Пандемия — катализатор развития трендов

Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.

Илья Паршин

(Фото: из личного архива)

Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру»:

«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».

Алексей Малеев

(Фото: из личного архива)

Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:

«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.

Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».

Виктория Сусакова

(Фото: из личного архива)

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».

Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.

Дмитрий Крутов

(Фото: из личного архива)

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.

Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».

Вебинары, видеолекции, интерактив: как изменился формат онлайн-обучения

Пандемия заставила онлайн-школы перестраивать процессы. Одни компании, видя всплеск интереса к IT и интернет-специальностям, стали расширять список курсов, чтобы отвечать потребностям аудитории, другие взялись вносить изменения в формат. Третьи решили сосредоточиться на программах, интерес к которым не зависит от краткосрочных трендов. 

Александр Шестопалов, руководитель команды маркетинга в бизнес-юните по обучению программированию образовательной экосистемы GeekBrains
Как и до пандемии, мы нацелены на вебинарный формат, подразумевающий живое общение с преподавателями в процессе лекции. Он гораздо эффективнее, чем видеолекции с самостоятельным освоением материала без возможности задавать вопросы. 

За этот год мы расширили список курсов, которые стали востребованы на рынке IT-профессий (например, открыли факультеты по Data Science в медицине, геймдизайну и веб-аналитике), и еще более амбициозные планы ставим перед нашей командой на будущий год.

Евгений Лебедев, директор по маркетингу в Яндекс.Практикуме
Мы не меняли формат обучения и не давали скидки. У нас была и есть возможность пройти первые 20 часов курса бесплатно. Это помогает человеку разобраться, подходит ли ему курс и стоит ли продолжать. 

Новых курсов специально для тех, кто решил освоить новую работу из-за пандемии, мы не делали. Прежде чем запустить новую программу или профессию, мы внимательно изучаем спрос на таких специалистов на рынке, общаемся с работодателями и потенциальными студентами, чтобы навыки, которые мы дадим студентам, были востребованы на рынке. На разработку программы обычно уходит от нескольких месяцев до года. 

В апреле мы запустили курсы разговорного английского Флоу, а в июне – две новые профессии: «Интернет-маркетолог» и «Дизайнер интерфейсов». Но их запуск мы планировали еще до начала пандемии.

Дмитрий Орлов, программный директор академии цифрового бизнеса Ingate (IMBA) Наши образовательные продукты изначально создавались для удаленного обучения, поэтому пандемия никак не повлияла на формат. Даже такие мероприятия, которые традиционно проводятся офлайн – защиты дипломных работ, воркшопы, мастерклассы – мы успешно и без потери качества проводим в Zoom и Skype. 

На добавление новых курсов в нашу продуктовую линейку пандемия тоже практически не оказала воздействия – мы следуем за более долгосрочными трендами развития рынка. Пример: видим стабильный рост интереса к product-менеджменту – создаем крутой курс для тех, кто хочет освоить это направление.

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»
В сфере онлайн-обучения пандемия ускорила процесс внедрения широкого инструментария в разных образовательных нишах. За 2020 год онлайн-образование прошло тот путь развития, который Нетология проходила бы в ближайшие 2–3 года. 

Так Нетология стала активнее развивать модульный формат обучения, когда каждый следующий модуль (тематический или навыковый) логически связан с предыдущим. В этом вопросе онлайн-платформа ориентируется на конечную цель студента – за 1–3 месяца освоить пул навыков, необходимый для трудоустройства по новой специальности. С учетом того, что в период пандемии многие люди потеряли работу, модульный формат позволяет быстрее прийти в нужному результату. 

Нетология стала усерднее работать над мотивацией обучающихся с помощью системы наставничества в течение всего периода обучения. Наставники и координаторы мониторят учебный процесс студентов, чтобы вовремя помочь с учебным материалом и подбодрить, если студент теряет желание довести обучение до конца. 

Также на волне паники из-за пандемии человек может записаться на курс, который не соответствует его текущим навыкам и способностям. Впоследствии это также отражается на мотивации студента – он понимает, что не осилит курс или выбранная профессия ему не интересна. Поэтому Нетология стала больше разрабатывать бесплатных онлайн-курсов, вебинаров, марафонов и конференций, чтобы сориентировать человека в мире диджитала и помочь выбрать то направление обучения, которое подходит конкретно ему.

Людмила Хватова, руководитель онлайн-школы AdAurum Academy
В нашей школе AdAurum Academy появились новые курсы по IT и Digital-направлениям. Но мы изначально и делали упор на программы, обучающие цифровым специальностям. В функциональном плане ничего не поменялось, однако планируется добавить больше интерактива.

EdTech перед пандемией и во время неё

Что происходит с рынком?

Мировой рынок образования вместе с входящим в него EdTech начиная с 2000 года показывает хороший рост. По данным HolonIQ, с 2010 по 2015 год его объём увеличился на 1 трлн долларов и достиг 5,2 трлн. К 2020 рост замедлился, и к концу прошлого года объём рынка составил 5,4 трлн. Через пять лет рынок может вырасти до 7,3 трлн долларов.

С чем связан подъём рынка?

В исследовании HolonIQ говорится, что спрос на цифровые образовательные решения увеличится, среди прочего, из-за роста числа школьников и студентов. За последние 30 лет потребителей в сфере образования стало больше на 2,3 млрд, такая же динамика сохранится в следующие 30 лет. Это обусловлено ростом населения в развивающихся странах.

Что может поддержать рост?

В 2018 на проекты по цифровизации образования было потрачено 152 млрд долларов, то есть 2,6% от всего объёма рынка. Этого оказалось недостаточно, чтобы учебные заведения подготовились к работе в условиях пандемии. Во время самоизоляции резко возрос спрос на цифровую трансформацию обучения. По итогам прошедшего года траты на EdTech составили уже 227 млрд долларов, или 3,6% от объёма рынка. К 2025 эксперты HolonIQ прогнозируют увеличение доли EdTech до 5,2% от общих затрат.

Антон Сажин (CORE):

Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики.

Относительно низкий уровень затрат на цифровизацию во многом объясняет то, с чем мир пришёл к началу коронавирусного кризиса: нехватку гаджетов как у учащихся, так и у педагогов, плохой доступ к интернету, недостаточное техническое оснащение школ. И с этими проблемами столкнулся весь мир: например, во Франции резко обострилось цифровое неравенство. Хотя сама страна — в числе лидеров по развитию IT-рынка.

Антон Сажин, CEO и основатель образовательной платформы CORE, уверен, что рынок давно ждал этой резкой трансформации: «Система образования — отрасль консервативная, и не только в России. Переход в онлайн позволил давно нарастающим трендам проявиться. Текущие подходы очного обучения из XIX века с доской и мелом не выдерживают никакой критики и экономически нерентабельны в связи с низкой производительностью. Цифровые технологии жизненно необходимы».

В пандемию разброс стартапов по секторам стал следующим: половина ведущих европейских проектов EdTech занимается корпоративным образованием, дальше — K12 (школа) и университеты. В Северной Америке картина другая — 30% ведущих EdTech-стартапов ориентированы на корпоративный сектор, остальные работают в K12 и со студентами. При этом растёт потребность в подобных проектах именно со стороны B2B-клиентов. В Индии и Южной Азии распределение по трём основным секторам получилось равномерным, при этом из-за того, что местный рынок молодой, он следует строго за потребительским спросом.

К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов, при этом на первых четырёх строчках — азиатские (Китай и Индия), за ними следуют американские. Список составлен в основном из проектов США, Китая, Индии. Больше всех инвестиционных средств привлёк Yuanfundao (его оценка достигла 15,5 млрд долларов) — это комплекс продуктов онлайн-обучения для школьного сегмента (K12), разрабатываемый с 2012 года. Компания предлагает репетиторскую платформу, приложение для английского языка, банк вопросов-ответов, проверку математических задач.


Источник данных: HolonIQ

Среди единорогов также есть американский стартап Duolingo (оценен в 2,4 млрд долларов), работающий в том числе и на русском языке. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, имеет свою платформу для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог — Udemy (3,3 млрд долларов). Это база из 130 тысяч курсов в любых категориях — от бизнеса до музыки и личностного роста.

Классические онлайн-школы: ученики есть, денег нет

А вот у специализированных онлайн-школ, особенно тех, что ориентировались на рынок корпоративного обучения, дела обстоят хуже. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР» (бухгалтерия), количество учеников у них во время карантина даже увеличилось, однако компания потеряла в среднем чеке из-за скидок, и как итог — в выручке (минус 17,5% относительно первого квартала).

«Покупательная способность физических и юридических лиц сильно снизилась, — признает также Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы, учебного центра СКБ Контур. — Компании перестают выделять средства на обучение своих сотрудников, а согласованные ранее бюджеты перераспределяются на средства по борьбе с коронавирусом (антисептики, маски, перчатки и т.д.). По нашим оценкам, в третьем квартале мы недополучили более 14 млн руб. Это новая реальность, и мы стараемся к ней адаптироваться».

Потери несут компании, обучающие независимым офлайновым профессиям. Так, Всеволод Бельченко, директор Sikorsky Academy, крупнейшей онлайн-школы по обучению парикмахеров и бьюти-мастеров, оценивает свои потери на карантине в 24 млн руб.

«Профессии бьюти-мастеров в текущей ситуации востребованы, — говорит он. — Но поведение потребителей остается осторожным из-за опасений второго карантина и общего ощущения нестабильности. Клиенты не готовы покупать курсы заранее, если раньше глубина продаж составляла пять-шесть месяцев, то сейчас — не более двух недель. В июне-июле мы видели большой отложенный спрос, однако он не покрыл потери апреля-мая. Мы прогнозируем выручку на уровне 80% от прошлого года».

Переход на «удаленку» вызвал спрос на обучение соответствующим навыкам

По данным доклада The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом при поддержке TalentTech, в 2020 году число работников, обучающихся по личной инициативе, увеличилось в четыре раза, а работодателей, предоставляющих эту возможность — в пять раз. Число обучающихся в рамках госпрограмм увеличилось в девять раз. Согласно отчету, две трети опрошенных компаний (66%) рассчитывают уже в первый год получить возврат инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию сотрудников.

При этом наметились совершенно разные образовательные стратегии: если безработные были заинтересованы в получении знаний в области анализа данных, компьютерных наук и информационных технологий, то работающие по найму предпочитают курсы личностного развития.

«Те компании, которые подготовились и внедрили цифровые инструменты, обучили людей принципам удаленной работы, а также те специалисты, которые научились быть эффективными в цифровой среде, выиграют и останутся конкурентоспособными в новой реальности», — считает Андрей Митюков, управляющий партнер ИТ-холдинга TalentTech.

Рынок b2b: подвели отпуска

Отток наблюдался и на рынке b2b, среди разработчиков онлайн-курсов.

«Отток совершенно точно произошел, — говорит Владимир Щербаков, генеральный директор Teachbase. — Мы завязаны на обслуживание бизнеса, а бюджеты на обучение режут в первую очередь. Весь сегмент HoReCa, например, моментально остановил любые закупки».

Компаниям остается надеяться на вторую половину года, и на то, что сэкономленные бюджеты, заложенные на командировки, летние корпоративы, очные тренинги и мероприятия, будут потрачены на обучение. В первой же половине года для них сошлись сразу несколько негативных факторов.

«Весной, с марта, была очевидна приостановка деятельности у большинства компаний, причем она варьировалась от «мы все заморозили» до холодного расчета «все новое ставим на холд, продолжаем работать текущими ресурсами», — подтверждает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — В этот период мы наблюдали интерес к нашему решению, но до заключения контрактов доходило нечасто».

При этом, по его словам, к тому моменту, как люди и компании адаптировались к ситуации, настал период отпусков. «Если честно, мы рассчитывали, что июль—август не будут отпускными в этом году, но нет — война войной, как говорится», — сетует Вагин.

Профессор vs монитор

И все же у МООК есть и скептики. Среди них, например, преподаватели с антиутопичными настроениями — из тех, кто не верит в соседство человека и технологии. Согласно опросу, проведенному НИТУ МИСиС среди руководителей учебных заведений, к онлайн–обучению «в основном положительно» относятся 40,9% опрошенных. Столько же относятся «в чем–то положительно, в чем–то отрицательно». Среди преподавателей мнения разделились на 23,7 и 56,1% соответственно.

«Есть объективная реальность. Новое поколение живет в онлайне. Если мы хотим получить доступ к нему, то нужно переходить в цифру. Чтобы наилучшим образом передавать знания, нужно общаться на одном языке и в одной среде, которая наиболее им привычна, — убежден Андрей Лямин. — Проблема в том, что, по прогнозам, ожидается рост студентов до 400 млн человек. В ближайшем будущем мы можем столкнуться с нехваткой преподавателей, и без онлайн–технологий не ответить на вызовы времени».

«Несмотря на повсеместные дискуссии о цифровой ориентированности современного поколения студентов, далеко не все обучающиеся пока готовы к переносу образовательного процесса в онлайн–среду. Новая форма взаимодействия с преподавателем, и в первую очередь процедуры аттестации, в онлайн–курсах предполагает куда большую степень личной организованности. Например, без уважительной причины нельзя перенести срок сдачи проверочных заданий. Кроме того, сейчас российские университеты совместно прорабатывают возможности безопасной аккредитации учебных программ с онлайн–составляющей: помимо качества контента курсов вузам необходимо иметь обширную документацию, чтобы избежать конфликтных ситуаций с Рособрнадзором», — уверен Николай Токарев.

А Виталий Васильев напоминает, что переводить образование в онлайн нужно осторожно. «Есть дисциплины, которые можно заменить безболезненно, а есть такие, в которых мы заменяем лекции, но оставляем практические занятия со специалистами

А есть дисциплины, где это не получится. Например, дисциплины по специализации. Там, где необходима работа с каждым студентом. В общем, нужно с аккуратностью к этому относиться, потому что вместе с водой можно выплеснуть и ребенка».

За время существования компании бесплатные курсы и открытые занятия «Нетологии» посетили 405 тыс. человек. Процент студентов, оканчивающих курс, около 50%, это очень большой результат для онлайн–образования. Самые востребованные направления — все, что связаны с интернет–маркетингом: контент–маркетинг, SMM–продвижение, SEO–оптимизация, big data, программирование. Сегодня нет необходимости давать знания в аудитории. Зачастую видеоформат, его технологические возможности позволяют подать материал слушателю наиболее интересным и доступным образом. А вот контроль за процессом усвоения знаний должен осуществляться специалистами, готовыми прийти на помощь слушателю. Согласно последним изменениям, скоро можно будет проходить курсы по различным аспектам науки или профессии не в одном вузе (в котором вы учитесь), а в аккредитованных вашим вузом учебных заведениях. К примеру, если вы учитесь маркетингу, а курса по интернет–маркетингу у вас в университете нет, то вы можете получить его в другом вузе — и он пойдет вам в зачетку.

Ирина Семенок

директор по маркетингу университета онлайн–профессий «Нетология»

Уже сегодня в вузах становится востребованным смешанное обучение, когда университеты включают в образовательные программы свои или чужие онлайн–курсы. В ближайшем будущем, на наш взгляд, дипломы онлайн–школ будут дополнять дипломы университетов. Вполне возможно, что в будущем по некоторым специальностям обучение будет происходить полностью с применением электронного обучения. Главные тренды — это использование больших данных и переход на модульное обучение, когда модуль состоит из набора онлайн–курсов, для формирования необходимых пользователю компетенций.

Елена Ковылина

PR–менеджер ассоциации «Национальная платформа открытого образования»

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Ключевые выводы исследования

Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд, по оценке Global Market Insights. К 2023 году он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5-7 лет 7-10%. 

  • В 2019 году в мировой рынок EdTech были инвестированы $18,66 млрд, что на $2 млрд больше, чем в 2018 году, по данным Metaari. Среди наиболее инвестиционно привлекательных – стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта. 
  • Объем российского b2c-рынка онлайн-образования достиг ₽38,5 млрд по итогам 2019 года. В конце 2023 года объем российского рынка EdTech составит ₽60 млрд в год при среднегодовых темпах роста 12-15%. 
  • Объем финансовых вливаний в российский рынок EdTech с августа 2017 по октябрь 2019 год составил не менее $80 млн с учетом экспертных оценок непубличных сделок. Размер публичных сделок в онлайн-образовании России за указанный период измеряется суммой $55 млн. 
  • Наиболее привлекательные инвестиционные направления в российском сегменте EdTech включают в себя: общее среднее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное образование, корпоративное образование. 
  • Большая часть публичных сделок в России осуществлялась при участии местных игроков. Только к 4% обнаруженных сделок были причастны зарубежные интересанты.
  • Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем российскими инвесторами будут востребованы образовательные онлайн-программы и курсы для разных целевых аудиторий, решения для создания собственного образовательного контента. 

  • Активнее всего в России растет рынок дополнительного школьного онлайн-образования. Рост составляет 33% в год. Объем рынка по итогам 2019 года составил ₽10 млрд. Основную выручку в нем генерируют онлайн-школы и образовательные платформы. 
  • Чеки за обучение школьников на онлайн-платформах разнятся. Медианный показатель составляет ₽2 тыс. в месяц
  • Самая высокая конкуренция наблюдается в сегменте взрослого дополнительного образования. Онлайн-сегмент составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в ₽19 млрд по итогам 2019 года.
  • Ядро аудитории рынка онлайн-образования в России составляют женщины в возрасте около 25 лет, без детей, со средним доходом на уровне ₽55 тыс.
  • ТОП-5 самых массовых направлений обучения: обучение на производстве (17%); творчество, прикладные декоративные навыки, хобби (13%); спорт, здоровье (9%); духовные практики и личностный рост (7%); иностранные языки, психология, финансы и налоги, специализации узкого и сложного профиля (по 6% у каждого). 
  • Из форматов обучения наиболее популярны видеокурсы с сопровождением преподавателя (37% опрошенных), самостоятельные занятия по платным заранее записанным видео на образовательных сайтах (24%), смешанная модель обучения (17%). 

Скачать полную версию исследования можно по ссылке. 

Напомним, ранее вышло исследование «Интерфакс Академии». По данным исследования рынок онлайн-образования в России достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector