Почему особые экономические зоны в россии так и не стали прорывом?

Что это такое и поможет ли реинтегрировать Донбасс?

В бюллетене опроса, инициированного Зеленским, вторым будет вопрос о свободной экономической зоне (СЭЗ) на неподконтрольных территориях. Вопрос о СЭЗ достаточно спорный — глава делегации в ТКГ Леонид Кравчук считает его “возможным компромиссом” в переговорах. Еще в августе он говорил, что этот компромисс “допустимый” для украинской стороны. Он заявил, что еще будучи президентом в 1993 году, предлагал рассмотреть вопрос свободной экономической зоны в Луганской и Донецкой областях, однако потом “это как-то потерялось”. 

“Но это не означает, что невозможно вернуться к этому вопросу и обсудить его«, — заявлял Кравчук. 

Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Алексей Резников тогда поддержал инициативу Кравчука и заявил, что эту идею в ОПУ вынашивают уже давно. По словам Резникова, суть инициативы такова: дать точки роста, дать желание инвесторам прийти с рисковым капиталом и начать вкладывать.

Свободная экономическая зона — это часть территории Украины, на которой функционирует специальный режим экономической деятельности. На такой территории могут устанавливаться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия. Создание СЭЗ должно привлечь иностранные инвестиции, увеличить экспорт товаров и услуг, внедрить новые технологии. В целом, СЭЗ создаются для того, чтобы быстро улучшить экономическое состояние региона или страны. При этом для инвесторов подобные свободные экономические зоны могут быть интересны приближением производства к потребителю, минимизацией затрат на таможенные пошлины, использованием дешевой рабочей силы и снижением административных барьеров.

Известно, что СЭЗ и так называемые территории приоритетного развития (ТПР) уже существовали на Донбассе и в Днепропетровской области в начале нулевых. В 2005 году произошла отмена всех льгот для СЭЗ и ТПР, хоть на бумаге они до сих пор существуют. Инвесторам обещали специальные условия на протяжении 20, 30 и даже 60 лет. На этих территориях до сих пор работают предприятия, которые были созданы благодаря льготам. Руководители предприятий, которые были созданы в рамках существования СЭЗ, говорят, что такие преференции в любом формате помогли бы резко улучшить экономическую ситуацию на Донбассе.

Объяснять, что же это такое, власти взялись буквально недавно. При этом, все равно довольно размыто. Так, в Офисе президента уточнили, что СЭЗ сначала создадут на подконтрольной территории. Общими фразами объяснили, как эту инициативу планируют внедрять: это привлечение на Донбасс “ведущих компаний”, подкормка экономического развития за счет масштабных партнерских программ, лояльный подход к налогообложению и “принципиально комфортные” условия государственного надзора. 

Но непонятно, откуда, к примеру, будут браться ресурсы для внедрения инициативы — а речь идет о миллиардах долларов (первоначальная оценка – около 10 миллиардов, это 5-7% от ВВП), которые потребуются для восстановления территории. У государства таких денег просто нет. Поэтому Кравчук в августе инициировал создание фонда (в том числе и на донорские деньги), средства из которого должны пойти на восстанавление территории. 

Впрочем, по словам экспертов, идею о создании СЭЗ, какая бы она не была привлекательная, будет достаточно сложно воплотить в жизнь без заключения мира.  

Порядок регистрации резидентов

Чтобы работать на льготных условиях, нужен статус резидента. На его получение может уйти от 3 до 6 месяцев в зависимости от намеченного проекта.

Процедуру регистрации можно разделить на 5 этапов:

  1. Подача заявки на участие в экономике региона в Минэкономразвития РФ. Обычно она рассматривается в течении 2-3 месяцев.
  2. Прохождение государственной экспертизы и, в случае положительного решения, сбор документов и оформление соглашения.
  3. Согласование организационных и земельных вопросов. На этот этап также отводится около месяца.
  4. Составление договора аренды участка земли, где будущий резидент будет вести свою деятельность.
  5. Закрытие финансового вопроса.

При этом к кандидатам предъявляется ряд требований – отсутствие минимальной планки на объем вложений, наличие статуса коммерческой организации или ИП, отсутствие филиалов вне ОЭЗ и регистрация в регионе расположения экономической зоны.

Также резидент должен разработать подробный бизнес-план, предоставить копии свидетельства о регистрации, документ о постановке на налоговый учет и копии учредительных документов компании.

Цели создания

Создание ОЭЗ позволяет достигнуть сразу несколько целей как для государства, так и для инвесторов. Особая территория может решать одну или стразу несколько внешнеторговых, экономических, социальных и научно-технических проблем.

Так, создание ОЭЗ дает государству:

  • привлечение капитала, ресурсов, новых технологий и высококвалифицированных специалистов;
  • новые рабочие места;
  • увеличение объема экспорта;
  • увеличение производства собственных товаров и сдерживание объема экспортной продукции.

Помимо этого, такие зоны часто используются для испытания новых моделей ведения экономики и менеджмента.

От вложения собственного капитала в развитие ОЭЗ инвесторы получают:

  • новый рынок сбыта;
  • производство товаров непосредственно внутри рынка сбыта, а значит, возможность экономить на таможенных пошлинах;
  • доступ к государственной инфраструктуре;
  • ряд льготных налоговых и юридических преференций.

В 2021 году в мире насчитывается около 1200 таких территорий. Их создание выгодно обоим сторонам. Плюс в регионе практически искореняется безработица и развивается инфраструктура.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.


СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.


ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

СЭЗ «Гомель-Ратон»

Свободная экономическая зона Гомельского региона привлекательна для инвесторов своим расположением. Здесь находится крупнейший транспортный узел, соединяющий Азию с Европой. «Гомель-Ратон» имеет собственный пункт таможенного оформления и склад временного хранения.

За 21 год существования привлечено около 3,5 млрд долларов инвестиций из 17 стран. Продукция резидентов поставляется в 65 стран.

На территории, превышающей 4000 га, имеются полностью готовые к эксплуатации помещения всех назначений и земельные участки для нового строительства. Это ускоряет и удешевляет запуск новых производств. Инвесторы не ограничены в выборе площадей для размещения производства – это может быть Гомель или другие крупные промышленные города региона.

Резиденты «Гомель-Ратон» освобождены от налогов на прибыль и недвижимость, а также от арендной платы за землю. Отсутствие таможенных пошлин и НДС на ввоз всего необходимого для реализации инвестпроекта вызывает интерес у иностранных инвесторов. Привлекательным моментом является также право самостоятельного распределения прибыли.

Свободные экономические зоны способствуют динамичному развитию бизнеса, и многие резиденты с первых лет работают с хорошими показателями. Этому содействует и порог вступления — минимальный объем инвестиций для получения статуса резидента составляет 0,5 млн евро. Такие ограничения привлекают серьезных партнеров, нацеленных на долгосрочную успешную работу с высоким потенциалом роста. Это формирует качественную деловую среду.

Надо отметить, что активно привлекается не только иностранный, но и отечественный капитал.

Статья 20. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности

1. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон.

2. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

3. Существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности;

3) непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

4. В случае отказа органов управления особыми экономическими зонами заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества резидент особой экономической зоны имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности либо о заключении договора аренды земельного участка и (или) договора аренды государственного и (или) муниципального имущества.

5. В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента особой экономической зоны и (или) органов управления особыми экономическими зонами, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения об осуществлении деятельности.

6. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

7. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом особой экономической зоны, не возмещаются.

Северная и Южная Америка

Канада

Зоны внешней торговли:

  • Внутренний порт региона Калгари
  • Кейп-Бретон, региональный муниципалитет
  • CentrePort Canada
  • Управление глобального транспортного узла
  • Галифакс шлюз
  • Порт Альберта
  • Квебек
  • Ниагара
  • Виндзор – Эссекс

Уругвай

  • Международный аэропорт Карраско (свободный аэропорт)
  • Зона Франка Колония
  • Зона Франка де Монтевидео
  • Пуэрто-де-Монтевидео (Свободный порт)
  • Зона Франка Ривера

Венесуэла

  • Свободный порт Исла Маргарита ( Пуэрто Либре де Маргарита )
  • Свободная зона полуострова Парагуана ( Zona Franca de la Península de Paraguaná )
  • Свободная зона Санта-Элена-де-Уайрен ( Zona Franca de Santa Elena de Uairén )

Понятие ОЭЗ и смешение понятий

Понятие ОЭЗ

  1. В целом, есть некоторое смешение понятий в рамках этой темы. Общий термин для этого понятия появляется разный. К примеру, в границах российского законодательства обобщённое понятие — особенная экономическая зона (ОЭЗ), или в некоторых статьях или учебниках — свободная экономическая зона (СЭЗ). Однако в целом общее понятие ОЭЗ является для этого равноценным термину СЭЗ.
  2. При этом ещё одно смешение — оба термина являются одновременно подсистемой комплексных зон. Получается, что ОЭЗ –> Комплексные зоны –> ОЭЗ.
  3. Ещё один момент — это перевод special economic zone. Зачастую переводят, как ОЭЗ (особая экономическая зона). Но порой дословно переводят “Специальная экономическая зона”, также сокращённо СЭЗ, что способно вносить свою путаницу.

Торговая ОЭЗ: Зона свободной торговли

Ещё одно смешение понятий появляется при толковании термина Зона свободной торговли как подсистемы Торговых ОЭЗ.

Есть понятие зоны свободной торговли, как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого:

  • предоставление беспошлинного режима на всей территории стран подписантов для товаров стран-подписантов;
  • предоставление беспошлинного режима на основе договора, подписанного странами-подписантами для товаров стран-подписантов.

Также есть понятие зоны свободной торговли в границах классификации торговых ОЭЗ, которая:

  • действует для всех стран, которые выполнили критерии
  • действует на основании решения в одной стране (иногда, в случае трансграничных зон — нескольких)
  • часто предоставляются льготы, не только таможенные;
  • может действовать не только по отношению к товарам.

При этом необходимо заметить, что и в английском языке есть смешение понятий. К примеру, зона свободной торговли в качестве этапа интеграции называется free trade zone, а зона свободной торговли – торговая ОЭЗ.

Европа

(Член Европейского Союза )

  • Линц (порт на реке Дунай )
  • Вена (порт на реке Дунай )

(Член Европейского Союза )

  • Риека , 1723 г.
  • Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)

(Член Европейского Союза )

Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген

Финляндия

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
  • Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )

(Член Европейского Союза )

Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )

Германия

(член Европейского Союза )

  • Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
  • Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
  • Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
  • Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
  • Speicherstadt , Гамбург

(Часть Соединенного Королевства)

Порт Гибралтара

Греция

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Эвроса (Дебзос)
  • Свободная зона Ираклиона
  • Свободная зона Пирей
  • Свободная зона Салоников

(Член Европейского Союза )

  • Порт Корк Свободный порт
  • Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)

Италия

(член Европейского Союза )

  • Валле-д’Аоста
  • Кампионе д’Италия
  • Ливиньо
  • Ливорно , 1675–1860 гг.
  • Порт Триеста
  • Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )

(Член Европейского Союза )

  • Свободный порт Риги
  • Свободный порт Вентспилс

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Шяуляйская свободная экономическая зона

(член Европейского Союза )

Мальта Фрипорт

Португалия

(член Европейского Союза )

  • Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
    • Свободная индустриальная зона Канисал
    • Международный бизнес-центр Мадейры
    • Международный судовой регистр Мадейры

(член Европейского Союза )

Порт Констанца , январь 2007 г.

Россия

  • Находка
  • Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
  • Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )

Сербия

По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:

  • Свободная зона Апатин
  • Свободная зона FAS — Крагуевац
  • Свободная зона Крушевац
  • Свободная зона Ниш — Юг
  • Свободная зона Нови-Сад
  • Свободная зона Пирот
  • Свободная зона Прибой
  • Свободная зона Шабац
  • Свободная зона Смедерево
  • Свободная зона Суботица
  • Свободная зона Свилайнац
  • Свободная зона Ужице
  • Свободная зона Вранье
  • Свободная зона Зренянин

Испания

(член Европейского Союза )

  • Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
  • Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
  • Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
  • Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
  • Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
  • ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)

Швеция

(член Европейского Союза )

  • Свободный порт Марстранд , 18 век
  • Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
  • Стокгольм фрихамн, 1919–1995
  • Фрихамнен, Гетеборг, 1922-

Швейцария

  • Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
  • Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
  • Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
  • PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
  • SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве

(член Европейского Союза)

  • Свободная зона Лимассола
  • Свободная зона Ларнаки

Украина

  • Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
    • 1819–1858
    • Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.

Великобритания

  • Свободная зона Ливерпуля
  • Свободная зона аэропорта Прествик
  • Свободная зона Саутгемптона
  • Свободная зона Тилбери
  • Свободная зона Port of Sheerness
  • Свободная зона Тиссайд

СЭЗ в Беларуси: возможности и перспективы

Этот весомый инструмент привлечения международных инвестиционных ресурсов призван содействовать форсированному развитию определенных регионов. Для страны это довольно молодой опыт, хотя в мировой практике  давно имеет место (Великобритания, Япония, Нидерланды и другие).

Причины создания СЭЗ в Беларуси:

  • потребность во внешних инвестициях;
  • интеграция местной экономики в мировую систему;
  • выгодное расположение, создающее интерес у иностранных инвесторов к освоению белорусского рынка;
  • нацеленность производства на экспорт в условиях дефицита природных ресурсов наряду с солидным потенциалом перерабатывающих отраслей и качественных трудовых кадров;
  • возможность решения проблем конкретных регионов.

Всего в Беларуси шесть. Первой была создана СЭЗ «Брест» в марте 1996 года. Через два года такие пространства появились в Минске и Гомеле, а на протяжении следующих четырех лет были созданы «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест».

Цели разных СЭЗ зависят от их функционального типа, который устанавливается соответствующим Положением. В большинстве случаев это создание и развитие экспортно ориентированных передовых производств с развитыми технологиями посредством привлечения и эффективного использования инвестиций, рациональное применение производственных площадей.

Однако для отдельных зон есть и свои особые задачи. Так, в «Гомель-Ратон» — это задействование альтернативных источников энергии; «Брест» — увеличение выпуска товаров народного потребления и услуг; «Минск» — рост загрузки минского аэропорта и последующее развитие авиасообщения; «Витебск» и «Могилев» — эффективное использование инженерной и транспортной инфраструктуры; «Гродноинвест» — запуск прогрессивных энергосберегающих технологий.

Помимо этого, в отношении отдельных образований имеют место индивидуальные особенности и ограничения по применению льготного режима, например, отсутствие преференций для игорной сферы. В целом определяющим фактором для льготирования является экспорт продукции либо ее реализация другим резидентам.

Кроме уже существующих рассматривается вопрос создания аналогичного пространства в сфере туризма.

Заключение

Государства создают СЭЗ с целью привлечь инвесторов, подтолкнуть экономику и решить проблемы в социальной сфере. Льготные условия работы в ОЭЗ — сниженные налоги, отсутствующие или сокращённые таможенные пошлины, снятые бюрократические барьеры — привлекают отечественный и зарубежный бизнес. В России сейчас действует десятки СЭЗ разного типа, а на стадии создании находится ещё несколько перспективных проектов.

Читайте далее:

Оффшорный счёт — это что такое

Венчурный фонд, венчурный капитал — это что такое

Что такое оффшоры и оффшорные компании

Реальные располагаемые денежные доходы – это что такое

Инвестировать в стартап

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector