Трасологическая экспертиза

Содержание:

Этапы криминалистической проверки автомобиля

Государственная или частная криминалистическая экспертиза включает несколько этапов:

  • определение цели процедуры (регистрация автомашины в ГАИ, подозрения незаконных действий, проверка юридической чистоты перед покупкой);
  • выбор и формирование аналитической группы;
  • заключение договора, внесение предоплаты;
  • проведение экспертизы (проверка номеров кузова, агрегатов авто, а также запрос в соответствующие органы для получения информации о «прошлом» авто);
  • обработка результатов и выдача экспертного заключения.

Если проверка осуществлялась в экспертно-криминалистическом управлении МВД России, заключения обо всех исследованиях необходимо зарегистрировать в канцелярии.

Вопросы об автотехнической экспертизе при ДТП

Автотехническая экспертиза назначается для установления механизма дорожно-транспортного происшествия, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортных средств по искам о возмещении ущерба от ДТП.

Качество экспертного исследования напрямую зависит от первичных материалов, оформленных на месте ДТП. Если такие материалы оформлены с нарушениями, содержат неполную или противоречивую информацию, восполнение таких недостатков экспертным заключением будет проблематичным. Хотя можно в судебном заседании, перед тем, как подать ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП, путем представления дополнительных доказательств (видеосъемка, показания свидетелей и др.) попытаться восполнить неполноту исходных данных.

Во всяком случае, если дело дошло до суда, мы советуем вам доверить его опытному юристу, который не понаслышке знает что такое судебная автоэкспертиза, более того, сам составит ходатайство, учитывая обстоятельства дела. Но если вы уверены в своих силах и решите самостоятельно ходатайствовать об экспертизе авто, то вы должны знать, какие вопросы ставят эксперту при ее проведении. Мы приведем несколько примеров:

1В каком техническом состоянии находится транспортное средство, какие неисправности имеются, когда они возникли, связаны ли с ДТП, повлияла ли неисправность на возникновение ДТП, имелась ли причинно-следственная связь между ДТП и технической неисправностью?

2Какие работы по восстановительному ремонту транспортного средства необходимо произвести, какие детали заменить, какие материалы должны быть применены при ремонте?

3Как были взаимно расположены транспортные средства перед ДТП, траектория их движения, каков механизм развития ДТП, какова скорость движения автомобиля, имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение, как должны были действовать водители в данной дорожной ситуации, какими пунктами правил дорожного движения руководствоваться?

4Каково состояние дорожного покрытия, имелись ли повреждения дороги, какие условия обзорности участников ДТП, способствовало ли состояние дороги возникновению ДТП?

Техническая экспертиза транспортного средства

Вот мы и перешли к вопросу об автотехнической экспертизе. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза автомобиля, которая проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.

П.1, п.3 ст.12.1 ФЗ №40-ФЗ Об ОСАГО

Данная экспертиза содержит, в частности:

  • Порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом.

  • Порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа.

  • Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства.

  • Справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств.

  • Порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).

Объекты

Объектами трасологической экспертизы являются различные следы, повреждения и отпечатки, оставленные живым существом или неодушевленным предметом.

Предметом трасологической экспертизы является фактическая информация о следах (данные), которую необходимо установить, исходя из поставленных перед экспертом задач и вопросов.

Классификация трасологических экспертиз: (схема № 1)

1) Гомеоскопическая экспертиза (экспертиза следов человека):

а) Дактилоскопическая экспертиза;

б) Экспертиза зубов человека;

в) Экспертиза следов перчаток и следов других элементов одежды человека;

г) Экспертиза следов ног человека;

д) Экспертиза следов различных частей тела человека (например — губ);

2) Экспертиза следов животных (следов лап и зубов животных);

3) Механоскопическая экспертиза (экспертиза следов орудий и инструментов);

а) Экспертиза замков и различных запирающих устройств;

б) Экспертиза закруток и пломб;

в) Экспертиза транспортных средств;

г) Экспертиза следов орудий взлома и инструментов взлома;

д) Экспертиза следов производственных механизмов.

Помимо этого трасологические экспертизы подразделяются на: (схема № 2)

1) идентификационные;

2) неидентификационные:

а) ситуационные;

б) диагностические;

в) классификационные;

г) реконструкционные;

3) по последовательности выполнения:

а) первичными;

б) дополнительными;

в) повторными;

4) По количеству и составу экспертов:

а) единоличными;

б) комиссионными;

в) комплексными.

Стоимость трасологической экспертизы

Говорить о какой-то фиксированной единой цене на трасэкспертизу не приходится: она может варьироваться, в зависимости от сложности конкретного происшествия, наличия фактического материала, региона, где произошло происшествие

Важное значение играет временной фактор: естественно, скорость выполнения работ потребует дополнительных затрат

В ситуациях же, когда ограниченность во времени не является препятствием, и эксперты имеют возможность самостоятельного поиска дополнительных материалов по данной аварии, процедура может проводиться более скрупулезно, длиться несколько недель и стоить около 8-9 тысяч.

ТРАСОЛОГИЯ

Трасологическая автоэкспертиза (другое название —трасология) подразумевает под собой выяснение причин, по которым произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или авария. Иногда она является составной частью независимой автоэкспертизы. Трасологическая автоэкспертиза включает в себя также анализ наружных повреждений транспортного средства и самого места, где произошло ДТП. Подобные исследования проводятся с целью выяснения причин и следствий ДТП.

Вопросы, на которые может дать ответ трасологическая экспертиза:

— Могут ли этим транспортным средством (марка, модель) быть нанесены данные повреждения? — Каким транспортным средством (легковым, грузовым) нанесены данные повреждения? — Какими частями транспортные средства контактировали при ДТП? — Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия? — Являются ли фрагменты, оставленные на месте происшествия, частями данного транспортного средства?

— Каким видам автотранспорта присущи детали такой формы, размера, локализации, как оставившие следы в данном происшествии? — Имеется ли у автомобиля, оставившего следы, какие-либо неисправности вроде дисбаланса колес, вздутия протектора и т. д. ? — В результате чего образовались данные следы — в результате скольжения, волочения, удара и т. п. ? — Каков механизм образования следов на транспортном средстве? — Каков механизм столкновения транспортных средств? — В каком направлении двигалось транспортное средство? — Под каким углом контактировали автомобили во время столкновения? — Каковы была траектория и характер движения участников до столкновения? — Осуществлялся ли переезд участников ДТП после столкновения? — Каково было расположение участников и препятствий в тот или иной момент времени – в момент удара, сразу после него, через некоторое время и т. д. ? — Где располагается место столкновения транспортных средств? — Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения? — Где располагается место наезда на пешехода? — Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством? — Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода? — Повреждения на представленном колесе возникли до ДТП, в момент ДТП, после ДТП? — Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию? — Какая была скорость транспортного средства в момент столкновения? — Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?

Инфо из Инстаграм:

ВОПРОС: В каких случаях нужна трасологическая экспертиза после ДТП? ⠀ОТВЕТ: Помощь эксперта-трасолога может потребоваться, когда: ⠀ — нужно установить природу того или иного повреждения — определение виновности вызывает спор ⠀ В первом случае, например, страховая может утверждать, что повреждения авто не могли появиться из-за ДТП. ⠀ Или когда нужно установить, какие именно автомобили участвовали в ДТП. Например, виновник скрылся с места аварии. Исследование краски на соприкасающихся деталях поможет установить, какой автомобиль был участником происшествия. ⠀ Вторая ситуация возникает, когда нужно установить, как двигались машины и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и т.п. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии. ⠀ Трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участник, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

Объекты экспертной оценки

Для быстрого и качественного выполнения работы эксперту-трасологу понадобятся:

  • Протоколы, составленные на месте происшествия дорожными полицейскими;
  • Справки из правоохранительных органов, подтверждающие факт аварии;
  • Схемы, составленные полицейскими или непосредственными участниками (желательно, с дополнительными пояснениями);
  • Экспертные фото и видео материалы с места происшествия, а также вся сохраненная информация подобного рода из регистраторов или других техсредств, имеющихся поблизости;
  • Одежда со следами частиц;
  • Протоколы проверки транспортных средств, участвовавших в инциденте;
  • Врачебные заключения по поводу полученных повреждеий.

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

Для справки! В ходе экспертизы используются и современные технологии, включая компьютерное диагностирование. Могут прибегать и к моделированию с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят трасологическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспорта.

  • Об админе

Александр Шпилёв

Администратор сайта , Экспертизы.орг

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net

Результат экспертизы и его использование

Заключение должно основываться на общеизвестных и научных данных, которые можно проверить. Как правило, в тексте указываются источники и фактические данные, которые были положены экспертом в основу выводов. Поэтому, если в заключении есть погрешности, теоретически оно опровержимо.

В результате проведенной транспортно-трасологической экспертизы могут возникнуть следующие нюансы:

  1. В некоторых случаях эксперт на основе имеющихся материалов не может дать категоричный ответ на вопрос. Например, при невозможности проведения осмотра ТС. В этом случае следует исходить из обстоятельств, по которым осмотр не состоялся. Если сторона ссылается на то, что уже проведен ремонт ТС, замененные детали уничтожены, однако автомобиль не представлен к назначенному времени, то можно со ссылкой на ст. 79 ГПК РФ просить признать факт, для выяснения которого назначалась экспертиза, установленным.
  2. В случае спорности выводов эксперта или неполноты проведенного исследования сторона вправе просить назначения дополнительной или повторной экспертизы по ст. 87 ГПК РФ. Такое ходатайство будет обоснованным, если ранее был проведен судебный допрос эксперта и пробелы экспертного заключения при этом не удалось устранить. Однако не всегда повторная экспертиза дает ясную картину событий. Например, такая ситуация имела место по делу, указанному в п. 7 обзора судебной практики рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях ВС РТ за 1-й квартал 2014 года (дело № 33-3998/2014). 

Итак, транспортно-трасологическая экспертиза призвана дать ответы на вопросы о механизме образования следов на ТС и (или) образовавшихся вследствие его воздействия. Наиболее целесообразно ее проведение по назначению суда. Вопросы этой экспертизы специфичны и требуют специальных технических познаний.

Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний

В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально

1) Компания «Атлант Оценка»

Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.

Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.

Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:

  • задавайте вопросы автоэксперту;
  • получайте профессиональную помощь юриста;
  • наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.

2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»

Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.

Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.

Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.

3) Экспертно-правовое бюро «Honest»

Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.

Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.

Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.

В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.

Объекты исследования трасологии

Важно, чтобы эксперт обладал максимально возможным объемом данных по обстоятельствам ДТП. Эксперту могут потребоваться следующие материалы и документы: схема происшествия, справка о ДТП, протоколы следственных действий (осмотр места происшествия\транспортного средства\предметов, следственный эксперимент), пояснения участников ДТП и очевидцев, фото\видео материалы, заключения ранее выполненных экспертиз

Важно! Объективность трасологической экспертизы напрямую связана с полнотой и качеством представленной на исследование информации. Часто эксперту требуется лично исследовать место происшествия, транспортные средства, их фрагменты и составные части или иные объекты

Необходимо принять все меры к сохранению следов происшествия – ведь как показывает практика, даже наспех устраненная царапина на кузове автомобиля может привести к отрицательному результату всей экспертизы

Часто эксперту требуется лично исследовать место происшествия, транспортные средства, их фрагменты и составные части или иные объекты. Необходимо принять все меры к сохранению следов происшествия – ведь как показывает практика, даже наспех устраненная царапина на кузове автомобиля может привести к отрицательному результату всей экспертизы.

По окончанию производства экспертизы изготавливается заключение, в котором будут сделаны выводы – ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Порядок проведения

Назначение экспертизы инициирует следователь в ходе досудебного расследования. Автовладельцы и представители страховой компании в частном порядке могут провести независимую оценку обстоятельств дорожного инцидента. Этапы осуществления трасологического осмотра:

  1. Выбор коммерческой организации.
  2. Сбор документов.
  3. Приглашение эксперта для осмотра места аварийной ситуации.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Моделирование ситуации.
  6. Проведение расчетов.
  7. Составление заключения.

Какие документы необходимы

Специалистам для осуществления исследования требуются материалы, подтверждающие дорожное происшествие. Основные документы, необходимые для трасологической экспертизы:

  • схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД;
  • протокол аварии;
  • постановление об административном правонарушении;
  • свидетельские показания;
  • видеозапись с регистраторов;
  • акт проверки технического состояния транспортных средств.

Автовладельцы должны предоставить документы на автомобиль: свидетельство о регистрации, технический паспорт, водительское удостоверение. Также они вправе подать фотоматериалы, сделанные участниками и очевидцами дорожно-транспортного происшествия. В рамках исследования эксперты могут сделать запрос на получение отдельных видов документов, дающих представление об обстоятельствах случившегося.

В какой период проводится

Экспертиза, назначаемая сотрудником правоохранительных органов, может осуществляться на любом этапе досудебного расследования.

Экспертиза транспортного средства возможна и в другое время при условии неиспользования автомобиля после дорожного инцидента.

Криминалистическая экспертиза транспортного средства

Криминалистическая экспертиза авто означает выявление, изучение следов преступления. Как мы отмечали выше, трассологическая экспертиза является одной из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз, которая помогает установить обстоятельства ДТП. В повседневной же жизни криминалистическая экспертиза проводится при постановке транспортного средства на учет в ГИБДД. Делается это для того, чтобы проверить чистоту машины с точки зрения закона. То есть, не подделаны ли номера, не перебиты ли.

Стоит отметить, что понятие криминальная экспертиза автомобиля не существует. Экспертиза криминалистическая (что значит обнаружение следов преступления), а понятие криминальный буквально означает преступный, так что, уважаемые читатели, не путайте данные понятия.

Какой объём работ проводит эксперт при трасологической экспертизе

Транспортный трасолог может определить:

  • угол удара, столкновения ТС по положению и нанесённым повреждениям;
  • скорость движения всех авто на момент столкновения;
  • положение каждого автомобиля на дороге и по отношению друг к другу перед столкновением, расстояние между ними в движении;
  • вид ТС, если на дороге остались следы шин;
  • модель авто;
  • какой стороной или частью корпуса столкнулись машины, или был нанесён удар;
  • стояла машина или двигалась;
  • в каком направлении передвигался автомобиль;
  • что было причиной ДТП – занос, торможение, буксовка или «свободный полет» транспортного средства.

На основании собранного материала, идентификации, анализа, экспертизы, расчётов и других специфических инструментов криминалистики, эксперт полностью воссоздаёт картину произошедшего с указанием действий, скорости и модельного поведения всех участников ДТП.

На основании этого следователи и проводят дознание.

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Задачи проведения трасологической экспертизы

Стоит выделить те задачи, которые помогает решить экспертиза по анализу трасологических следов. Все они имеют деление на диагностические и идентификационные. Во втором случае речь идет про установление объекта, который мог оставить имеющийся след. Но не все они могут быть пригодны для проведения исследования

Кроме их обнаружения на осматриваемом участке местности, а также машины, важно грамотно и правильно их зафиксировать и произвести изъятие. Это поможет их в последующем подвергнуть анализу

К диагностическим задачам относят установление периода появления объектов и следов. Давность будет влиять на классификацию и степень вины каждого из участников, определения сумм, подлежащих возмещению. Но в зависимости от имеющихся осадков, температурных показателей и прочих, следы могут подвергаться разрушению и уничтожению. Да и изменение может быть моментальным, особенно если это касается специфических поверхностей, как например грунта.

Все следы имеют свой механизм, за счет которого они и образовываются. Характер образования может быть химический, тепловой, микробиологический или даже химический. При этом они возникают при действии двух предметов друг друга. Более мягкий участок и поверхность деформируется и отражает на себе следы более твердого предмета

Да и к тому же очень важно тут определить в какой последовательности и с каким промежутком во времени они появились на участке дороге, авто и других предметах

Самая важная задача – установление причинно-следственной связи. Именно на основании выводов заключения экспертизы строиться обвинительная часть приговора в отношении лица. То есть, она служит основанием для привлечения лица к ответственности или же нет. Они оказывают влияние на решение суда. Да и страховые компании могут позаимствовать заключение, чтобы определить, является ли происшествие страховым случаем или к таковому не относится.

Необходимость экспертизы

Разумный человек не станет отрицать, что перед оформлением на себя подержанного автомобиля лучше всего подстраховаться, чтобы не заплатить немалые деньги за машину, которая:

  • была угнана;
  • замешана в уголовном преступлении;
  • фигурирует в кредитной истории;
  • собрана из разрозненных запчастей разбитых автомобилей;
  • находится в розыске, и не только в РФ, а и за рубежом, и пр.

Если купля-продажа окажется незаконной, то человек попросту потеряет свои кровные денежки, пользоваться автомобилем он уже не сможет. Поэтому стоит заказать криминалистическую экспертизу автомобиля перед покупкой и убедиться, что сделка «чистая».

Может оказаться, что некоторые цифры на двигателе или кузове действительно неразличимы, но только опытный эксперт разберется, имело ли место чье-то вмешательство, или цифры неразличимы вследствие поражения металла ржавчиной.

Во всяком случае, это будет документально зафиксировано, и покупку разрешат зарегистрировать и поставить на учет, то есть сможет беспрепятственно пользоваться своей машиной.

Авто, у которого обнаружатся нестыковки номеров, поддельные бумаги, причастность к криминальным историям и пр., будут арестованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector