Саратовское экспертное бюро

Содержание:

Значение и содержание экспертного заключения

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.

ТРАСОЛОГИЯ

Трасологическая автоэкспертиза (другое название —трасология) подразумевает под собой выяснение причин, по которым произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП) или авария. Иногда она является составной частью независимой автоэкспертизы. Трасологическая автоэкспертиза включает в себя также анализ наружных повреждений транспортного средства и самого места, где произошло ДТП. Подобные исследования проводятся с целью выяснения причин и следствий ДТП.

Вопросы, на которые может дать ответ трасологическая экспертиза:

— Могут ли этим транспортным средством (марка, модель) быть нанесены данные повреждения? — Каким транспортным средством (легковым, грузовым) нанесены данные повреждения? — Какими частями транспортные средства контактировали при ДТП? — Соответствуют ли повреждения на транспортных средствах обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия? — Являются ли фрагменты, оставленные на месте происшествия, частями данного транспортного средства?

— Каким видам автотранспорта присущи детали такой формы, размера, локализации, как оставившие следы в данном происшествии? — Имеется ли у автомобиля, оставившего следы, какие-либо неисправности вроде дисбаланса колес, вздутия протектора и т. д. ? — В результате чего образовались данные следы — в результате скольжения, волочения, удара и т. п. ? — Каков механизм образования следов на транспортном средстве? — Каков механизм столкновения транспортных средств? — В каком направлении двигалось транспортное средство? — Под каким углом контактировали автомобили во время столкновения? — Каковы была траектория и характер движения участников до столкновения? — Осуществлялся ли переезд участников ДТП после столкновения? — Каково было расположение участников и препятствий в тот или иной момент времени – в момент удара, сразу после него, через некоторое время и т. д. ? — Где располагается место столкновения транспортных средств? — Находилось ли транспортное средство в состоянии покоя в момент столкновения? — Где располагается место наезда на пешехода? — Стоял или двигался пешеход в момент наезда на него транспортным средством? — Какой частью транспортного средства был совершен наезд на пешехода? — Повреждения на представленном колесе возникли до ДТП, в момент ДТП, после ДТП? — Могли ли данные повреждения колеса привести к дорожно-транспортному происшествию? — Какая была скорость транспортного средства в момент столкновения? — Скорость какого транспортного средства была больше в момент столкновения?

Инфо из Инстаграм:

ВОПРОС: В каких случаях нужна трасологическая экспертиза после ДТП? ⠀ОТВЕТ: Помощь эксперта-трасолога может потребоваться, когда: ⠀ — нужно установить природу того или иного повреждения — определение виновности вызывает спор ⠀ В первом случае, например, страховая может утверждать, что повреждения авто не могли появиться из-за ДТП. ⠀ Или когда нужно установить, какие именно автомобили участвовали в ДТП. Например, виновник скрылся с места аварии. Исследование краски на соприкасающихся деталях поможет установить, какой автомобиль был участником происшествия. ⠀ Вторая ситуация возникает, когда нужно установить, как двигались машины и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и т.п. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии. ⠀ Трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участник, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.

Цели проведения экспертизы

Чаще всего экспертиза назначается, когда имеются определенные вопросы, получить ответы, на которые обычными способами не представляется возможным.

На практике экспертиза проводится в следующих случаях:
  • выявление виновника произошедшей аварии, когда показания расходятся, а других способов получения информации нет. Экспертиза будет особенно необходимой, когда совершенное правонарушение/преступление повлекло причинение вреда здоровью людям;
  • изучение особенностей причинение повреждений автомобилю. Чаще всего проводится в коммерческих организациях, например, в страховой, чтобы определить виновника и принять решение о необходимости предоставление выплаты;
  • выявление иных особенностей, порядка, скорости столкновения;
  • установление причастности автомобиля к конкретной дорожной ситуации. В таком случае образец следа сравнивается с уже имеющимся на основании чего дается заключение.

Могут быть и другие цели проведения экспертизы, которые зависят от конкретной ситуации.

Какие задачи решает трасологическая экспертиза — 6 главных задач

Условно разделим все задачи трасологической экспертизы на идентификационные и диагностические.

Идентификационная задача — установить объект, оставивший следы. То есть идентифицировать. Диагностические задачи мы рассмотрим более подробно.

Задача 1. Пригодность отпечатков для идентификации

Это первое, что определяется исследованием. Следы и отпечатки мало обнаружить и зафиксировать, нужно определить, удастся ли подвергнуть их дальнейшему исследованию.

Возможности экспертизы не безграничны и не всякие следы годятся для исследований. Бывает, что отпечаток настолько слабый, размытый или стертый, что экспертизу провести невозможно.

Задача 2. Период появления следов

Определение давности следов и отпечатков особенно важно при расследовании ДТП, когда тщательно исследуются отпечатки на дорогах. Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями

Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности

Такие следы очень уязвимы перед внешними условиями. Время года, осадки, ветер, состояние дорожного покрытия или грунта могут быстро изменить отпечатки настолько, что они станут непригодными для экспертизы или же снизят процент достоверности.

Задача 3. Механизм образования отпечатков

Основной объект исследования в трасологии — это следы, возникшие в результате механического воздействия. Иногда специалистам-трасологам приходится работать с отпечатками, имеющими тепловой, химический или микробиологический характер образования.

Следы механического воздействия образуются, когда происходит контактное взаимодействие двух предметов и возникает давление или скольжение. В результате этого более мягкий предмет деформируется, и на его поверхности остается отпечаток более твердого предмета.

Задача 4. Последовательность появления следов

Еще одна из диагностических задач — это выяснить, в какой очередности появились следы. Если расследуется ДТП, то после определения количества автомобилей устанавливается, в какой последовательности возникли следы от шин транспортных средств, ставших участниками ДТП.

Если же следы оставил только один человек, животное или транспортное средство, но в разное время, экспертиза может определить, какие из них были оставлены раньше, а какие позже.

Задача 5. Техническое состояние ТС или предмета

Исследование транспортного средства (ТС), ставшего участником ДТП, очень важно для определения дальнейшего хода судебного процесса. По состоянию автомобиля делаются выводы о скорости, которая была им развита, о вероятности предотвращения столкновения и т

д.

От того, насколько своевременно была проведена экспертиза, во многом зависит ее окончательное заключение. Если при ДТП автомобиль пострадал настолько, что объективно определить его состояние невозможно, то транспорт в этом случае не подлежит экспертизе и не может быть доказательством.

В статье «Оценка автомобиля» вы узнаете о подробностях этого исследования.

Задача 6. Причинно-следственная связь

На основании всех проведенных исследований устанавливается причинно-следственная связь. Выводы трасологической экспертизы напрямую влияют на то, к чему придет расследование ДТП и что решит суд. Каждый аварийный случай — результат либо неправильных действий участников, либо стечения обстоятельств.

Кроме того, выводы о причнно-следственных связях часто используют страховые компании для установления, является ли случай страховым.

Преимущества проведения трасологической экспертизы нашими специалистами

  1. Внушительный опыт работы.
  2. Объективный подход к решению задач. Работа трасолога абсолютно независима. Благодаря этому вся предоставленная им информация является честной.
  3. Оптимальная стоимость. Трасологическая экспертиза доступна для многих. К нашей помощи прибегают как представители различных организаций, так и частные лица.
  4. Оперативность. Конечно, для качественной экспертизы требуется достаточно длительное время. Но мы стремимся максимально сократить этот период, чтобы результаты работы экспертов вы могли получить как можно скорее.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их по указанным на сайте телефонам.

Фото 1. Пример исследование лакокрасочного покрытия капота.

Фото 2. Результаты измерения толщины ЛКП капота.

Проверка привалочной плоскости головки блока цилиндров с использованием специальной линейки

Определение причины выхода из строя клапанов ГБЦ №1 и №2, от двигателя ТС

Виды и подвиды трасологической экспертизы

Виды (подвиды) экспертиз Диагностические задачи
Гомеоскопические
Экспертиза следов рук (дактилоскопическая)
  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обуви)
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов зубов человека
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
Экспертиза следов губ человека
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
Экспертиза следов кожного покрова головы человека
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
Механоскопические
Экспертиза следов орудий и инструментов
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
Экспертиза механических повреждений одежды
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
Экспертиза узлов и петель
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
Экспертиза замков
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

○ Сроки и стоимость.

Сроки проведения трасологической экспертизы могут различаться в каждом конкретном случае, но минимально эксперту понадобиться несколько дней для того, чтобы тщательно изучить все документы, выехать на место аварии и проанализировать имеющийся материал. В ряде случае все процедуры могут продолжаться не одну неделю, иногда только на составление итогового отчета требуются дни.

Стоимость ее также индивидуальная в каждом случае. Она зависит от:

  • Серьезности аварии.
  • Сроков для проведения экспертизы.
  • Конкретной фирмы или эксперта, ее выполняющего.
  • Применяемых методов анализа и т.д.

Самая дешевая экспертиза обойдется заказчику в несколько тысяч рублей (3-5), более серьезная, требующая серьезного анализа, может стоить более 10 тысяч рублей, достигать цифры в 20 тысяч.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

Для справки! В ходе экспертизы используются и современные технологии, включая компьютерное диагностирование. Могут прибегать и к моделированию с помощью компьютерной техники и специального программного обеспечения.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят трасологическую экспертизу:

МоскваСанкт-ПетербургАстраханьБарнаулВладивостокВолгоградВоронежЕкатеринбургИжевскИркутск
КазаньКалининградКемеровоКировКраснодарКрасноярскЛипецкМахачкалаНабережные ЧелныНижний Новгород
НовокузнецкНовосибирскОмскОренбургПензаПермьРостов-на-ДонуРязаньСамараСаратов
ТольяттиТомскТулаТюменьУльяновскУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯрославль

Криминалистика. Трасологическая экспертиза автомобильного транспорта.

  • Об админе

Александр Шпилёв

Администратор сайта , Экспертизы.орг

Проблемы с работой сайта? Пиши!

https://ekspertizy.org/

sasha@soft-lab.net

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

  • единоличное;
  • комплексное;
  • комиссионное.

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

Объекты трасологии:

  • доказательства вещественного характера;
  • материальная обстановка места происшествия;
  • процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
  • справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Следы человека

Гомеоскопическое исследование изучает следы, оставленные непосредственно человеком:

  • рук;
  • ног (босых, в обуви или чулочно-носочных изделиях);
  • зубов;
  • эпителия головы.

Благодаря этому типу экспертизы решаются такие задачи:

  • наличие на объектах следов рук, их идентификация;
  • выяснение возможных особенностей строения кистей рук;
  • давность оставленных следов;
  • количество участников преступления.

Эксперты легко определяют, какой рукой и даже каким пальцем был оставлен отпечаток на изучаемом объекте, половую принадлежность по таким следам также вычисляют.

Вопросы, на которые поможет ответить изучение следов от ног, такие:

  • размер ноги, особенности строения;
  • фасон обуви, чулок, носков;
  • половая принадлежность, примерный возраст и рост;
  • особенности походки, наличие протеза, ортопедических приспособлений;
  • способ передвижения (спокойная или суетливая ходьба, или разной интенсивности бег);
  • направление движения участника происшествия.

Следы ног позволяют определить в некоторых случаях механизм их возникновения, тем самым помочь выяснить, как преступник, или не относящийся к преступный действиям человек, оказался в исследуемом месте.

Отпечатки зубов могут быть оставлены как преступником, так и жертвой, экспертиза выясняет:

  • каким именно зубом или зубами оставлен след;
  • наличие протезов, отсутствие зубов;
  • особенности строения челюсти;
  • механизм возникновения отпечатков.

Отпечатки губ на одежде, посуде или коже человека иногда помогают вычислить объект, оставивший их. Однако, в первую очередь, необходимо определить, пригодны ли они для идентификации.

Кожный покров головы (лоб, нос, щека, скула) расскажет о половой принадлежности, иногда о возрасте, особенностях строения и дефектах.

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Какие задачи решает трасологическая экспертиза

Первое, на что обращают внимание специалисты – это данный фактор

То есть, очень важно не только обнаружить следы, но еще их зафиксировать, а также идентифицировать, подвергнуть дальнейшему исследованию

Установить период появления следов

При расследовании определенных происшествий очень важно внимательно осуществить процесс оценки отпечатков и следов с позиции вопроса давности. Помните о том, что такие следы являются очень уязвимыми к погодным условиям, именно по этой причине, эксперты стараются осуществлять все процедуры проверки сразу же, иначе есть вероятность, что следы станут непригодными для дальнейшего исследования

Образование отпечатков – определение механизма

Как вы уже поняли, основным объектом исследования трасологического выступают именно следы, которые возникли в результате воздействия механического характера. Когда осуществляется процесс работы с отпечатками, определяется механизм их образования. При этом, специалисты используют различные варианты исследований, чтобы получить точные и достоверные данные.

Последовательность образования следов

Естественно, очень важно определить, в какой именно очередности данные следы появились. В случае расследования происшествия на основании полученных данных можно четко определить, какое транспортное средство стало виновником таких последствий

Именно по этой причине, очень важно четко оценить состояние следов и определить, какие появились ранее, какие – позже. На основании чего будет проработана и смоделирована ситуация, благодаря которой будет возможен процесс восстановления объективной действительности.

Состояние автомобиля

Такое исследование позволяет четко определить все данные о скорости, а также о возможных причинах столкновения, можно составить полный список повреждений и пр. То есть, можно получить максимально полноценную информацию, благодаря которой судопроизводство сможет правильно осуществить процесс вынесения решения на основании предоставленных доказательств.

Причинно-следственная связь

Полученные выводы способствуют правильному расследованию происшествия, так как дают ответы на самые распространенные вопросы, которые имеют в процессе судебного разбирательства важное значение. Каждый аварийный случай представляет собой результат неправильных действий или же стечения обстоятельств

Благодаря трасологической экспертизе можно четко определить данный факт.

○ Вопросы, в решении которых может помочь трасологическая экспертиза и причины назначения.

Понятие трасологической экспертизы в области автомобильного транспорта (или, как ее еще называют, транспортно-трасологическая идентификация) следует из нормативного правового акта, а не просто научной теории и практики.

  • «Приказ Минюста России от 27.12.2012 № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России»:
  • Трасологическая экспертиза.
  •  Исследование следов человека и животных.
  • Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).»

Таким образом, данный вид экспертизы изучает следы автотранспортного средства в целях установления конкретных обстоятельств и фактов, будь то:

  • Определение марки и модели транспортного средства, следы которого исследуются.
  • Составление схемы происшествия.
  • Установление виновника аварии.
  • Определение конкретных повреждений, полученных при определенных обстоятельствах.
  • Определение конкретной детали, механизма, агрегата, которым было нанесено повреждение.
  • Определение причины появления повреждений (другой автомобиль, иной предмет и др.).
  • Понимание направления, в котором двигалось транспортное средства, траектории его движения и угла столкновения с другой машиной и др.

Назначается же данное исследование в том случае, если выявить указанные обстоятельства иными, более доступными способами, не представляется возможным, либо если существует спор между участниками аварии, между участником ДТП и страховой компанией.

Задачи проведения трасологической экспертизы

Стоит выделить те задачи, которые помогает решить экспертиза по анализу трасологических следов. Все они имеют деление на диагностические и идентификационные. Во втором случае речь идет про установление объекта, который мог оставить имеющийся след. Но не все они могут быть пригодны для проведения исследования

Кроме их обнаружения на осматриваемом участке местности, а также машины, важно грамотно и правильно их зафиксировать и произвести изъятие. Это поможет их в последующем подвергнуть анализу

К диагностическим задачам относят установление периода появления объектов и следов. Давность будет влиять на классификацию и степень вины каждого из участников, определения сумм, подлежащих возмещению. Но в зависимости от имеющихся осадков, температурных показателей и прочих, следы могут подвергаться разрушению и уничтожению. Да и изменение может быть моментальным, особенно если это касается специфических поверхностей, как например грунта.

Все следы имеют свой механизм, за счет которого они и образовываются. Характер образования может быть химический, тепловой, микробиологический или даже химический. При этом они возникают при действии двух предметов друг друга. Более мягкий участок и поверхность деформируется и отражает на себе следы более твердого предмета

Да и к тому же очень важно тут определить в какой последовательности и с каким промежутком во времени они появились на участке дороге, авто и других предметах

Самая важная задача – установление причинно-следственной связи. Именно на основании выводов заключения экспертизы строиться обвинительная часть приговора в отношении лица. То есть, она служит основанием для привлечения лица к ответственности или же нет. Они оказывают влияние на решение суда. Да и страховые компании могут позаимствовать заключение, чтобы определить, является ли происшествие страховым случаем или к таковому не относится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector