Ораторское искусство: способы развития и варианты применения

Полезные упражнения

Способности к красноречию редко бывают с рождения. Большинству людей умению придумывать оригинальные обороты речи придется долго учиться. Для самостоятельного обучения можно использовать следующие упражнения:

  1. Нужно выбрать любой текст и вычеркнуть в нем разные слова карандашом. Затем отрывок следует прочитать вслух, и сразу менять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тематика и в течение 4-5 минут нужно говорить только по данной теме. Рассказ должен быть ровным и без запинок.
  3. Для развития красноречия следует выполнять упражнение на креативность. Для этого следует выбирать необычные и фантастические темы. При ответе необходимо полностью раскрывать тему с мельчайшими подробностями.
  4. Подбираются слова из толкового словаря. Можно начинать с самых простых и самостоятельно давать определения разным словам.
  5. Выбор прилагательных. Нужно взять какое-то слово и подбирать к нему прилагательные, не менее пяти.

Все эти упражнения помогут развить речь. Кроме того, нужно каждый день вычитывать значение нового слова. Также подбирать к случайным словам синонимы и записывать речь на диктофон.

Важно увеличивать свой словарный запас. Для этого нужно как можно больше разговаривать

Следует выбирать какой – то определенный предмет и описывать его как можно ярче. Можно начать с формы, а затем перейти на удобные размеры и вес. Основная задача рассказа – это увеличение времени повествования.

Из речи нужно убрать слова-паразиты, такие как «э-э-э», «н-у-у-у» или «как бы». Их следует убирать из повседневной речи. Их употребление свидетельствует о спешке, неуверенности и неумении выстроить разговор.

Внешний вид и имидж оратора

Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж

  • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
  • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
  • Умение пользоваться интонацией.

Поправляем настройки: психологические установки, которые помогут развить креативность

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу должное внимание уделить психологическим настройкам. Давайте поговорим о том, как нужно воспринимать творчество и себя в нем, как относиться к нему, чего ждать

А заодно развеем несколько вредных мифов о творческих способностях.

Творчество доступно каждому

В голове некоторых людей до сих пор господствуют стереотипы 50-летней давности, согласно которым творчество – удел избранных. Якобы судьба человека предопределена генами, физиологическими особенностями и другими неизменными предпосылками. И если, к примеру, ребенок в 5 лет не демонстрирует идеальный слух, то путь в музыканты ему закрыт.

Однако этот миф давно развеян многочисленными научными исследованиями. Ученые во весь голос заявляют, что творческие способности можно и нужно развивать. И делать это можно в любом возрасте. Безусловно, есть люди, которые природой наделены творческими задатками. Но рассматривать эти задатки нужно не как неоспоримое преимущество, а как небольшую фору.

Представьте, что вы собираетесь участвовать в марафоне. Среди участников есть несколько человек, обладающих форой. Линия старта для них сдвинута на несколько десятков метров вперед. Будет ли эта фора гарантией победы на финише? Конечно же, нет. Куда важней подготовка спортсменов, их волевые качества и стремление к победе.

Так же ситуация обстоит и в любом другом деле. Упорство, целеустремленность, самодисциплина на чаше весов перевешивают природные задатки. И это здорово! Значит, человек может полностью создать себя сам и подтвердить звание венца природы.

Предлагаю прочесть статью о том, что такое мотивация. Ведь без этого компонента личности невозможно эффективно заниматься саморазвитием.

Творческие способности не нужно “будить”

“Пробудить творческие способности” – в корне неверное и вредное выражение. Из него складывается впечатление, что внутри каждого человека эти способности уже есть и нужно лишь хорошенько покопаться в себе, чтобы их найти.

Это все равно что считать, что в каждом человеке заложено умение читать. Мы ведь знаем, что это не так. На самом деле у нас есть лишь инструменты, с помощью которых мы можем добиться развития любого умения или навыка, в том числе и творческих способностей. Это наши с вами нейроны и гормоны головного мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность.

Любой навык – это система нейронных связей, образованных в процессе активности. Чем гуще и разветвленнее эта система, тем выше мастерство человека в каком-то конкретном деле. Поэтому никакие танцы с бубнами и особые ритуалы не смогут пробудить в вас творческие способности. Их можно только создать самим с помощью длительного целенаправленного и плодотворного труда.

Творческие способности проявляются не только в искусстве

Еще одно распространенное заблуждение гласит: “Если вы нехудожник, неписатель, немузыкант и нетанцор, то и творческие способности вам ни к чему”

На самом деле творческие способности отвечают за умение мыслить нешаблонно, генерировать качественно новые идеи и, что самое важное, искренне наслаждаться жизнью

Мир стремительно меняется и требует от человека гибкости. Чтобы добиться успеха, сегодня недостаточно просто следовать заданным инструкциям. Нужно уметь выходить за привычные рамки и расширять границы возможностей. Развитие творческих способностей как раз помогает в этом.

Упражнения по развитию творческих способностей

А теперь давайте потренируем наш творческий мускул с помощью специальных упражнений.

Что будет, если

Это упражнение использовал сам Станиславский для подготовки начинающих актеров. Включите фантазию и придумайте несколько альтернативных настоящей реальности историй. Например, что будет, если кошки научатся говорить? А что будет, если перестанет действовать сила притяжения? Что будет, если муравьи объявят войну паукам?

Старайтесь, чтобы и вопросы, и ответы на них были как можно необычней. Выполняя это упражнение регулярно, вы будете постепенно расширять границы сознания и впускать в него новые идеи.

Новые слова

Язык не только помогает людям общаться между собой, но и определяет наше восприятие мира. Лингвист Бенджамин Ли Уорф, изучавший языки северных народов, пришел к выводу, что язык отражает ход мыслей его носителей. Например, в языке эскимосов есть около 200 слов, обозначающих наше одно слово “снег”. Поэтому они легко различают состояния снега и никогда их не перепутают, ведь для каждого есть свое название.

Давайте немного поэкспериментируем с родным языком. Постарайтесь придумать как можно больше новых слов, о значении которых можно легко догадаться. Например:

  • поздномаркет – магазин, работающий допоздна;
  • трамвася – Вася, катающийся на трамвае;
  • карпорация – рация, по которой можно разговаривать с карпами;
  • воролубь – гибрид вороны и голубя.

Многозначные советы

Это упражнение помогает выйти из творческого тупика и нащупать опору внутри себя. Выполнять его нужно, когда не получается сдвинуться с мертвой точки. Чем яростней мы пытаемся заставить себя сотворить что-то стоящее, тем сильнее мозг начинает сопротивляться.

Для таких случаев вы должны заранее приготовить карточки с подсказками. Написать на них можно абсолютно все. Главное, чтобы послание нельзя было интерпретировать слишком однозначно. В зависимости от ситуации вы каждый раз будете видеть разный смысл в этих словах.

Приведу несколько примеров:

  1. Двигайся внутрь, пока не увидишь свет.
  2. Слушай звуки своего безумия.
  3. Включи песню, которая заставит тебя плакать.
  4. Погаси свет внутри своей души.
  5. Вместо того чтобы ломать стену, сделай подкоп.

Сделайте хотя бы 20 таких карточек, сложите их в вазу и в нужный момент используйте. Если серьезно отнестись к этому упражнению и выполнить его со всей отдачей, то эффект будет поразительный. Вы обретете доброго помощника в лице самого себя, научитесь интерпретировать знаки, искать новые смыслы.

Загляните в нашу подборку упражнений по развитию креативного мышления. Их там больше 30! Настоящая сокровищница для людей, которые хотят развить творческие способности.

Подготовка на чужом примере

Иногда может казаться, что вы делаете все не так, что публичные выступления — не ваше или что вам не хватает природных данных для работы с аудиторией. В такие моменты особенно важен опыт людей, которые работают в этой сфере и уже чего-то достигли.

Видео

Самый простой и понятный источник – видео TED TALKS.

Во-первых, можно смотреть сами выступления на конференции — как люди рассказывают о своих проблемах, науке, развлечениях. И делают это интересно:

Во-вторых, можно посмотреть видео TED TALKS именно о том, как надо выступать:

Книги

Более вдумчивый вариант — чтение книг про ораторское искусство. Эти книги пишутся людьми, которые сделали карьеру на публичных выступлениях и могут рассказать, как они пришли к успеху, какие сложности преодолели, чему научились. Делимся подборкой наиболее известных книг по риторике:

  • «Slide:ology», Нэнси Дуарте;
  • «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса», Кармин Галло;
  • «Исповедь оратора», Скотт Беркун;
  • «Говори и показывай», Дэн Роэм;
  • «К выступлению готов!», Радислав Гандапас;
  • «Блестящая презентация», Джерри Вайссман;
  • «На линии огня. Искусство отвечать на провокационные вопросы», Сергей Кузин;
  • «Как выступать публично», Никита Непряхин;
  • «Минуту внимания!», Сэм Хорн;
  • «Убеждение. Уверенное выступление в любой ситуации», Брайан Трейси;

Можно пробовать разные техники и тренироваться даже на друзьях, стараясь обычную историю подать как что-то интересное и захватывающее. Если задаться целью стать хорошим спикером и начать работу над собой, то результат не заставит себя долго ждать, главное — практиковаться.

Широкий кругозор

Лидеры посредством стратегического мышления постоянно активируют новые ресурсы (и управленческие, и психологические), самосовершенствуются, обучаются. Здесь важны такие моменты:

— творческое мышление. Креативность позволяет лидеру не просто решать сложные задачи, но и вдохновлять свою команду. 

— высокая самооценка и ассертивное (уверенное) поведение в любых обстоятельствах. 

— высокая мотивация и фрустрационная толерантность — то есть устойчивость в ситуации провала.

— поленезависимость — ориентация лишь на собственную шкалу ценностей в любой ситуации.

— инициативность, ответственность, стремление к постоянному улучшению ситуации.

— трудолюбие — как пример подчиненным.

— высокая коммуникабельность и открытость нетворкингу.

— развитое ораторское искусство.

— умение слушать, а значит, лучше управлять окружающими, адекватное восприятие критики как точки роста.

—  владение принципами прикладной конфликтологии.

—  навыки ведения переговоров и др.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Что такое классическая риторика и как она сделает вас успешными

  • Объективность. Античная объективность не требует от оратора оставаться сухим, беспристрастным, говорить правду и ничего, кроме правды, точно как в зале суда. Объективность в ораторском искусстве подразумевает, что вы ясно разграничите факты и события с собственными оценками и суждениями. Не выдавайте желаемое за действительное и убедитесь, что из вашей речи нельзя сделать ложных выводов.
  • Краткость или лаконичность. Краткость – это умение сказать ровно столько, сколько нужно, и не утомить слушателей. Сокращайте все несущественное, что не нужно для понимания сути дела, и старайтесь рассчитать время выступления так, чтобы слушатели не устали. Придерживайтесь старинного правила: оратор должен говорить ровно столько, чтобы его можно было понять, но и нельзя было не понять.
  • Ясность. Какой бы сложной ни была тема, вы должны ясно раскрыть ее слушателем: для них она должна стать простой. Поэтому законы риторики требуют двигаться в изложении от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Аккуратно вводите новые понятия или термины: слишком большое их количество сделает речь запутанной. Кроме того, вы сами должны ясно представлять предмет своего выступления и стратегию ее изложения: если вы не можете коротко сформулировать суть – вы не разбираетесь в теме.
  • Образность. Абстрактные понятия нельзя представить, они не привязаны к чувственному опыту, поэтому их сложнее понять и запомнить, чем конкретные, материальные вещи. Если вы хотите, чтобы ваша речь запомнилась, и слушатели поняли ее, задействуйте их воображение и чувственный опыт. Не говорите сухо, но старайтесь создавать образы.
  • Целенаправленность. Не забывайте о цели своего выступления. Чтобы достичь ее, нужно поработать над ключевыми предложениями и идеями: они должны ясно считываться и хорошо запоминаться.
  • Повторение. Чтобы слушатели усвоили основные идеи, вы должны повторить их несколько раз. Необязательно повторять главные мысли дословно, хотя так тоже можно.
  • Повышение внимания слушателей к концу. Античные ораторы повышали напряжение своего выступления к концу: кульминация романа не может быть изложена на первой странице книги. Так и с публичными выступлениями – напряжение должно постепенно нарастать к концу. Это старинное правило не лишено смысла хотя бы потому, что людям свойственно лучше запоминать то, что было в конце. Не спешите раскрывать все козыри в начале: задавайте вопросы, давайте слушателям поразмыслить над ними, а только затем отвечайте.
  • Неожиданность. Слушатели не должны скучать, а потому удивляйте их неожиданными сравнения и сопоставлениями. Красноречие начинается с умения нестандартно мыслить, и если вы свежо взглянете на предмет своего выступления, речь только выиграет.
  • Смысловая насыщенность. Этот принцип ораторского искусства подразумевает, что сложные понятия не должны подаваться «спрессованно»: когда вы вводите много новых слов или идей, слушатели их не понимают и не запоминают. Подавайте информацию дозированно, но без «воды».
  • Комические эффекты. Античные ораторы любили повеселить публику: юмор – прекрасное оружие в борьбе за симпатию зала. Толика юмора сделает выступление нескучным, встряхнет аудиторию и привлечет сердца на вашу сторону. Не говорите сухо, это утомляет. Кроме того, удачная острота иногда раскрывает проблему глубже серьезной лекции.

Видео уроки для самообучения

Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.

Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

  • упражнения напротив зеркала;
  • упражнения с диктофоном;
  • самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

Упражнения с диктофоном позволят понять темп речи, услышать заминки и употребление слов-паразитов. Во время речи мы не замечаем этого, а диктофон позволяет прослушать собственный монолог с точки зрения слушателя.

На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет

Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.

Похожие материалы

  • Диагностика и развитие эмоциональной сферы и нервно психической устойчивости у сотрудников МЧС России
  • Куклотерапия в коррекционной работе с детьми имеющими психоречевые нарушения
  • Взаимосвязь психических состояний, рефлексии, когнитивных процессов у студентов
  • Риски безопасности психологической среды в условиях детского дома
  • О путях сохранения психического здоровья в педагогической деятельности

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку прагматичное стремление современного человека к жизненному успеху, карьерному росту, профессиональной компетентности немыслимо без умения говорить аргументировано, грамотно, убедительно и красиво. Речь – это лучший паспорт человека .

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения .

Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства и психологических техник. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика .

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима. Однако, современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогает звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад .

Свойства ораторской речи. Ораторская речь – это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения . Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Оратор обращается к народу с ораторской речью – не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности или каких-либо действий. Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей .

Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Влияние психики на качества ораторской речи. Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора – иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это .

В заключение отметим, что мастерство публичной речи, искусство полемики и общения в любом обществе – ключ к популярности, признанию, лидерству, самореализации и высокому уровню жизни .

Ораторские приемы

Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух

Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал

При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации.

Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала.

Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации:
аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях;
антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной;
гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.

Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию. Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами. Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте

Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Парламентарии расхохотались.Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду!».
Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд. Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему.

Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике

Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории. Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность.Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение

Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

Заключение

Великие ораторы не рождаются такими. Большинство из них должны практиковать и совершенствовать свои ораторские способности. Самые известные ораторы – Авраам Линкольн, Мартин Лютер Кинг и Адольф Гитлер. Речи, с которыми эти люди выступали, передавали их послания мощным, отчетливым образом, резонирующим с их аудиторией. Вы можете достигнуть того же уровня мастерства, практикуя и развивая свои навыки. Усердная работа обязательно принесет вам богатые плоды, которые благоприятно повлияют на вашу личную и профессиональную жизнь.

Читайте далее:

Способности и сверхспособности человека: как определить и развить?

На что способен человек? Как развить и реализовать свой талант

Развиваем аалитические способности для повышения своей эффективности

Как развить свои интеллектуальные способности?

Вербальные способности человека для успеха в жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector