Что такое управление
Содержание:
Функции
Рассмотрев виды управления организацией и обществом, нужно уделить внимание функциям подобных воздействий. Они обусловлены назначением этого процесса для общества
Это наиболее типичные, стандартные направления деятельности руководящих органов.
Основными признаками функций управления социальной группой является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами.
Функции могут быть общими, которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.
Социальное управление
Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.
Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.
Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.
Что такое система управления
Система управления — совокупность компонентов, образующих иерархию контуров циркуляции и преобразования данных в процессе реализации концепции управления, задачей которого является обеспечение соответствия действий принятому плану организации.
Признаками, согласно которым определенную систему причисляют к группе системы управления, являются:
- неотъемлемая часть организации;
- направление действий на осуществление управления;
- отстраненность от задач, которые не относятся к управленческим.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- субъект управления;
- объект управления.
Примечание
В рамках организации роль субъекта управления или носителя власти может играть руководитель, делегирующий ответственность и полномочия на нижестоящих, согласно иерархии, менеджеров. Объектами управления могут являться подразделения организации, специалисты, ресурсы и т.д.
Система управления представляет собой комплекс элементов, которые взаимозависимы и взаимосвязаны между собой. Данные компоненты едины и образуют упорядоченную целостность. Основным трендом упорядочения системы управления является цель ее функционирования.
Компоненты системы управления:
- Органы управления, включая отделы и должности, которые преобразуются в систему и выступают в роли субъекта управления, а сотрудники, трудящиеся в них, являются субъектами управленческой деятельности.
- Цели, методы, стратегии, процедуры, предписания, технологии, регламентирующие осуществление управленческих процессов, юридически закрепленные правила и нормы, которые в комплексе являются механизмом управления.
- Коммуникационные каналы для реализации взаимодействия компонентов в системе управления.
- Материальные средства управления.
Примечание
Важным критерием оценки системы управления является сбалансированность и соответствие организованным целям. Такой комплекс должен быть контролируемый, отличаться гибкостью, адаптивностью.
Описание работы системы управления
Управляемая группа состоит из элементов, задействованных при создании материальных и духовных благ или предоставления услуг. К данному понятию относятся подчиненные. Управляющую группу создают для реализации всех функций, с помощью которых выполняются поставленные перед организацией задачи.
Неотъемлемым условием для реализации управленческой стратегии является наличие ресурсов:
- материальных;
- трудовых;
- финансовых.
Управляющая группа отвечает за координацию работы всех сотрудников с использованием технических средств таких, как связь, техника, а также несет ответственность за производство и дальнейшее совершенствование организации.
К данному направлению относят руководителей. Они подчинены старшему менеджеру. Количество руководителей определяется размерами штата сотрудников и организационной структурой.
Управляющие подсистемы включают несколько этапов:
- планирование с демонстрацией ожидаемого результата;
- регулирование для стабилизации оптимального рабочего режима;
- маркетинг;
- учет;
- контроль.
Путем объединения перечисленных компонентов управления достигается цель организации. В любой концепции присутствует субъект и объект управления. Примерами объектов являются:
- работники;
- служащие;
- отделы сотрудников;
- трудовой коллектив.
В качестве субъекта системы управления выступают разнообразные структуры управленческого персонала. Существует несколько форм координирования работы в организации:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-штабная;
- матричная.
Разновидности
Существуют разные виды управленческого процесса. Их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь следует рассмотреть основные виды управления. По показателю участия человека в этом процессе различают технический, безмашиннный, тип воздейсвия. Оно также может распространяться на организационные или природные системы. Во втором случае имеются в виду группы биологических организмов. Организационными системами называют социальные группы, коллективы, общество. Масштаб такого воздействия может быть разным.
Внутри организационных систем выделяют такие виды управления, как прямое воздействие и координацию. В первом случае процесс осуществляется в приказном режиме при помощи издания директив установленной формы. Координация позволяет согласовать действия разных, отделенных друг от друга групп.
Также виды управления различают по степени сосредоточения. По этому признаку воздействие на систему может быть централизованным, частично централизованным и децентрализованным. В этом случае руководящие органы находятся либо в одном центре, либо рассредоточены внутри системы (например по областям).
Разновидности функций
Существуют разные подходы к классификации видов функций управления. В соответствии с направлением влияния они бывают внешними и внутренними. Если учитывать время действия, то выделяют постоянные и временные функции. При их разработке учитывают особенности системы.
Общими для всех социальных групп функциями управления являются следующие воздействия:
- прогнозирование – позволяет предвидеть перспективы в будущем;
- обеспечение информацией – получение, обработка и анализ, хранение нужной для принятия решений информации;
- моделирование – создание модели поведения всех элементов системы в определенных обстоятельствах;
- организация – создание системы управления, ее принципов;
- планирование – выбор направлений и темпов их достижения;
- координация – согласование действий всех объектов;
- распорядительство – формирование краткосрочных заданий исполнителям;
- регулирование – создание общих требований;
- контроль – определение соответствия действий объектов управления поставленным задачам.
После проведения перечисленных функций руководство фиксирует всю информацию за период. Учет ведется в количественных выражениях. На основании этого подводятся результаты.
Типы системы управления
Управленческие комплексы могут отличаться. Среди систем управления выделяют два типа:
- открытые;
- закрытые.
Существенное отличие этих систем заключается в том, что для закрытой системы управления характерен блок управления в виде составной части этой системы, в отношении которой осуществляется управление. Основным критерием эффективности работы в случае открытой системы являются свойства, присущие управляющему устройству. К примеру, эффективность системы, которой управляет человек, определяется человеком. В ситуациях, когда процесс самой управляемой операции значительно влияет на ход управления, систему принято считать закрытой.
В закрытом типе системы управления присутствует обратная связь:
- постоянное измерение параметра, используемого в качестве управляемого, на входе;
- аналогичные измерения на выходе, позволяющие ликвидировать отклонения и ошибки от заданной величины.
Примечание
Не для всех закрытых систем представляется возможным производить коррекцию параметров. Некоторые информационные потоки представляют собой замкнутый контур.
Обратная связь основана на обратном воздействии итогов управления системы на процесс самого управления, либо применении данных, поступающих от объекта управления. Обратная связь может быть нескольких видов:
- Внешняя и внутренняя.
- Положительная и отрицательная.
В случае положительной обратной связи усиливается действие выходного сигнала. Отрицательная обратная связь приводит к ослаблению входного сигнала. Положение системы ухудшается при положительной обратной связи. Восстановление равновесия наблюдается во время отрицательной обратной связи.
Виды систем управления
Рассматриваемые комплексы отличаются по ряду признаков. Исходя из характера управляющего воздействия, системы классифицируют по следующим категориям:
- Программные или жесткие — системы управления с одной действующей прямой связью между субъектом и объектом управления. С помощи этой связи поступают управляющие воздействия, обязательные для исполнения. К разновидностям данной системы управления относят административно-командные системы.
- Регулируемая система функционирует за счет данных, характеризующих реакцию объекта на управление, экономических и административных управленческих методик, интересов людей.
- Саморегулирующиеся виды предусматривают регулирование параметров без задействования внешних сил.
- Адаптивные — открытые системы с объектом управления, который подвержен возмущающему воздействию со стороны внешней среды, демонстрируя адекватную реакцию на это воздействие. Субъект управления в данном случае вынесен за пределы объекта, либо является вышестоящим по отношению к этому объекту.
Государственное управление
Рассматривая виды систем управления, нужно отметить такой вид деятельности, как государственное воздействие на систему. В узком понимании оно представляет собой подвластную законодательству работу органов исполнительной власти страны. В широком понимании такая деятельность представляет собой воздействие на систему всех органов государства для реализации своих полномочий.
Существуют определенные признаки государственного управления. Такое воздействие носит исполнительно-распорядительный, юридически властный характер. Подобная деятельность осуществляется непрерывно, планово и постоянно. Работа управленцев обусловлена действующим законодательством и направлена на его исполнение.
Также признаком государственного управления является наличие иерархических (вертикальных) и горизонтальных связей внутри системы. Деятельность может осуществляться как в правовых, так и неправовых формах. Она обеспечивается системой гарантий. При нарушении установленных законодательством принципов управленческой деятельности следуют негативные последствия. Имеется в виду ограничение прав и свобод.
Управление в экономико-правовой сфере
В современных государствах прекрасно уживаются различные формы собственности и формы регулирования бизнеса, в сфере экономического управления выделяют:
- индивидуальное, то есть личное управление, когда все процессы контролирует и направляет один руководитель, его решение и подпись имеет единоличную силу;
- коллективное, при котором выбирается коллегиальный орган, принимающий все ключевые решения, однако при согласовании с мнением всех заинтересованных лиц;
- уполномоченное, то есть управление, которое ведётся назначенными уполномоченными лицами или лицом, не являющимися собственниками, сюда же относится доверительное управление; при этих формах главную управляющую функцию имеет наёмный управляющий, его главная задача осуществление эффективного руководства;
- управление собственником, здесь всё понятно — все функции руководства берёт на себя собственник, имеющий право владения;
- антикризисное управление, на основании правовых или иных решений принимается данный вид управления с целью избежания банкротства предприятия, с назначением конкурсного управляющего.
Данные виды управления указаны по способу воздействия на различные общественные системы, они являются основными. Можно классифицировать управление и по другим видам влияния, используя любую сферу деятельности человека.
Управление государством
На всех уровнях государственного устройства, в зависимости от сферы применения, существуют свои системы управления.
Основные их виды:
- государственное управление, это слаженная работа всего механизма управления страной, с использованием всех имеющихся рычагов — административных, правовых, экономических, идеологических, социальных; это очень сложная система, которая имеет свои разветвления, но прежде всего, власть — призвана отвечать за правильность и адекватность всей схемы управления;
- муниципальное, выборные административно-правовые органы в регионах, а также в городах, посёлках, районах и т. д. осуществляют контроль и организацию жизни и работы в данных территориальных единицах; подчинение единому центру и система отчётности перед ним характеризует управление на местах;
- ведомственное, в этом случае специальные ведомства осуществляют государственное регулирование в определённом выделенном направлении; ведомства могут быть не только государственными;
- международное, при котором созданные международными сообществами и советами государств организации, осуществляют контроль деятельности различных ассоциаций, фондов, банков и т. д., которые работают и решают вопросы на уровне государств и мировых сообществ.
Виды государственного управления делятся также на множество подвидов, которые могут изменяться в зависимости от правовой формы устройства государства, его места в мировой политике и экономике.