Особенности организации системы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства

Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале кᴏᴛᴏᴩых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в кᴏᴛᴏᴩых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к таковым по критериям того вида деятельности, доля кᴏᴛᴏᴩого будет наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объема прибыли.

Указанный закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Стоит заметить, что они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в два раза превышающие лормы, кᴏᴛᴏᴩые установлены для ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 99 «Прибыли и убытки»).

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, кᴏᴛᴏᴩый предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Стоит заметить, что они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

Учетная политика

Учетную политику малого предприятия надо составить и утвердить по общим правилам. В ней закрепить выбранные способы ведения бухучета.

При этом малые предприятия в отличие от остальных вправе также выбрать:

метод признания в бухучете доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;

порядок признания расходов по займам в соответствии с ПБУ 15/2008;

порядок исправления существенных ошибок в бухучете в соответствии с ПБУ 22/2010;

порядок отражения в отчетности последствий изменившейся учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008.

А микропредприятия и некоммерческие организации вправе решить, как они будут вести бухучет: без применения двойной записи или же в общем порядке, используя бухгалтерские проводки.

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и подтверждается пунктом 4 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Результаты и перспективы:

  • У вас есть нужные теоретические знания и практические умения для работы бухгалтером в некрупных российских фирмах, агентствах по указанию услуг ИП и компаниях малого бизнеса. Также вы способны предложить свою помощь по ведению бухгалтерии и налогового учёта сразу нескольким ИП.
  • Вы знаете законы нашей страны в области бух учёта у ИП и предприятий малого бизнеса, понимаете особенности ведения первичной документации, разбираетесь в подготовке и сдаче отчётности в программе 1С Бухгалтерия.
  • Благодаря вашей работе у собственников компании есть полная информация о реальном финансовом положении фирмы.

Простая система бухучета для микропредприятий

Ситуация: как вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Организация является микропредприятием?

Записывайте каждый факт хозяйственной жизни, то есть сумму операции или сделки, в специально разработанном регистре (п. 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13). Делать при этом бухгалтерские проводки не нужно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;

книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;

книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Бухгалтерский баланс заполняйте, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);

при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).

Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Об этом сказано в пунктах 45–46 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Ситуация: должны ли субъекты малого предпринимательства руководствоваться приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н?

Малые предприятия вправе использовать этот нормативный акт в части, не противоречащей действующему законодательству.

В своей деятельности малое предприятие должно руководствоваться всеми действующими нормативными документами. Исключение – те акты, в которых прямо предусмотрено право таких организаций эти документы не применять. Типовые рекомендации, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, действуют и сейчас. Поэтому их можно использовать в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, положениям по бухгалтерскому учету, Плану счетов и Инструкции по его применению.

Это следует из пунктов 3 и 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Новые обязательные сведения в бухотчетности

Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н внёс изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Согласно ему, теперь в бухотчетности в рамках сведений о прекращаемой деятельности нужно отражать сведения о прекращении использования долгосрочных активов к продаже.

В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:

  • ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
  • материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.

При этом долгосрочные активы к продаже учитывают в составе оборотных активов обособленно.

Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.

С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
  • прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Данное нововведение действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.

Отмена отчётности в Росстат

С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр необходимо сдавать только в налоговый орган. Тем самым, представлять её в территориальный орган статистики больше не нужно: эта обязанность отменена.

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чья отчетность содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ, в ФЗ о бухучете — Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности

Список Литературы

  1. Воронина Л. И. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.И. Воронина. — 5-e изд., перераб. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 480 с. — читать в библиотеке
  2. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. — 7-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 841 с. — читать в библиотеке

Внимание!
Для входа в Электронную Библиотеку Вам нужно получить Логин и Пароль.
Для получения Логина и Пароля ВАМ нужно обратиться в деканат Вашего института
или заполнить форму для получения:
Форма заявки

Форма контроля

  • Темы для ЭССЕ

    1. «Исторические этапы в развитии малого бизнеса в России.»
    2. «Роль малого предпринимательства в решении экономических и социальных задач России.»
    3. «Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета малого бизнеса.»
    4. «Формы ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемые на предприятиях малого бизнеса.»
    5. «Критерии отнесения предприятия к малому для целей бухгалтерского учета.»
    6. «Характеристика специальных режимов налогообложения, применяемых субъектами малого предпринимательства.»
    7. «Порядок ведения учета малыми предприятиями, совмещающими разные режимы налогообложения.»
    8. «Совмещение общего налогового режима со специальными режимами налогообложения.»
    9. «Порядок заполнения раздела «Расчет расходов на приобретение основных средств, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный период».»
    10. «Особенности ведения учета при упрощенной системе налогообложения, когда объектом налогообложения являются доходы.»
    11. «Особенности ведения учета при упрощенной системе налогообложения, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.»
    12. «Особенности специального налогового режима по упрощенной системе налогообложения.»
    13. «Особенности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.»
    14. «Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности при упрощенной системе налогообложения.»
    15. «Определение доходов и расходов и признание даты получения доходов при упрощенной системе налогообложения.»
  • Бланки тестов «Учет на предприятиях малого бизнеса»
    — в данной дисциплине ТЕСТ заполнять не нужно!

  • Темы для рефератов

    «Учет на предприятиях малого бизнеса»
    — в данной дисциплине РЕФЕРАТ писать не нужно!

Преимущества

Субъекты МСП имеют определенные льготы:

  • им разрешается держать в кассе любое количество денег, и их за это не оштрафуют;
  • у них есть возможность вести упрощенный бухгалтерский учет и начислять амортизацию 1 раз в год;
  • для них установлены преференции в государственных и муниципальных закупках.

Минпромторг ежегодно формирует перечень субъектов малого и среднего предпринимательства и направляет его в ФНС России. Налоговики вносят коррективы в Единый реестр.

Основные плюсы малого бизнеса:

  • наличие небольшой потребности в первоначальном капитале;
  • небольшие расходы на ведение предпринимательской деятельности;
  • возможность быстро реагировать на изменения в рыночной сфере;
  • высокая оборачиваемость собственного капитала;
  • тенденция роста свободных вакансий, вовлечение населения в рабочий процесс.

Преимущества средних компаний:

  • создание новых рабочих мест;
  • большая продуктивность капиталовложений;
  • относительно высокая доходность;
  • конкурентоспособность;
  • финансовая мобильность.

Плюсы крупных предприятий:

  • обеспечение экономической стабильности в стране;
  • изменение внешней среды бизнеса;
  • экономия производственных издержек;
  • внедрение в бизнес современных технологий;
  • экспансия на мировых рынках и т. д.

По сути, для владельца компании неважно, к какой форме относится его ООО — это малый или средний бизнес или даже микропредприятие. Главное — это конкурентоспособность, стабильный доход и низкие издержки

Средние предприятия

В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:

  • ОАО «Удмуртнефтепродукт» — нефтяная промышленность;
  • ОАО «Мостостроительный отряд №19» — строительство;
  • ОАО «Щекиноазот» — химическая промышленность;
  • ОАО «Мурманское морское пароходство» — морской транспорт;
  • ОАО «Уральский трубный завод» — черная металлургия.

Упрощенные формы отчетности для субъектов малого предпринимательства при ОСНО

Система налогообложения допускает, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, включающую лишь две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Предприятия, не являющиеся малыми, обязаны вести полноценный бухучет и сдают полный комплект отчетных форм:


баланс и отчет о финансовых результатах;


отчет об изменениях капитала,


отчет о движении денежных средств,


пояснения к балансу и отчетам.

ИП на общей системе налогообложения НК РФ позволяет не вести бухгалтерию, но только если все доходы и расходы предприниматель отражает в книге учета доходов и расходов (КУДИР) (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.. Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Форма контроля

  • Темы для ЭССЕ

    1. «Исторические этапы в развитии малого бизнеса в России.»
    2. «Роль малого предпринимательства в решении экономических и социальных задач России.»
    3. «Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового учета малого бизнеса.»
    4. «Формы ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемые на предприятиях малого бизнеса.»
    5. «Критерии отнесения предприятия к малому для целей бухгалтерского учета.»
    6. «Характеристика специальных режимов налогообложения, применяемых субъектами малого предпринимательства.»
    7. «Порядок ведения учета малыми предприятиями, совмещающими разные режимы налогообложения.»
    8. «Совмещение общего налогового режима со специальными режимами налогообложения.»
    9. «Порядок заполнения раздела «Расчет расходов на приобретение основных средств, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный период».»
    10. «Особенности ведения учета при упрощенной системе налогообложения, когда объектом налогообложения являются доходы.»
    11. «Особенности ведения учета при упрощенной системе налогообложения, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.»
    12. «Особенности специального налогового режима по упрощенной системе налогообложения.»
    13. «Особенности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.»
    14. «Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности при упрощенной системе налогообложения.»
    15. «Определение доходов и расходов и признание даты получения доходов при упрощенной системе налогообложения.»
  • Бланки тестов «Учет на предприятиях малого бизнеса»
    — в данной дисциплине ТЕСТ заполнять не нужно!

  • Темы для рефератов

    «Учет на предприятиях малого бизнеса»
    — в данной дисциплине РЕФЕРАТ писать не нужно!

Особенности бухгалтерского учета микропредприятий

Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.

. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.

Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.

Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.

. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.

Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.

В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.

Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).

Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.

. Простая форма. Не применяется двойная запись.

Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).

В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:

  • признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
  • нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
  • не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
  • не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
  • учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
  • делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
  • не устанавливать кассовый лимит.

В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.

Предлагаем ознакомиться: Судебная формула для договора аренды с правом выкупа

Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.

Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.

В первом случае обычно подается стандартная отчетность:

  • для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
  • сведения об основных показателях деятельности — МП (микро);
  • данные о произведенной продукции — МП (микро)-натура;

С 2021 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.

Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.

За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей — от 10 до 20 тысяч рублей.

Способ представления упрощенной отчетности

Согласно действующему законодательству, субъекты малого предпринимательства имеют право выбрать любой способ представления бухгалтерской отчетности: на бумажных носителях при личном посещении ИФНС или почтовым отправлением, либо в электронном виде.

Электронный формат представления отчетных документов для абсолютного большинства организаций оказывается гораздо более удобным. Во-первых, в этом случае появляется возможность подать отчеты буквально в последние минуты установленного срока. Во-вторых, исчезает необходимость личного посещения налоговой службы, ведь дублировать документы на бумаге не нужно.

Технопарк

Комплекс объектов недвижимости, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных, лабораторных и производственных площадей.

Преимуществом нахождения в технопарке является: льготные условия для резидентов технопарков, наличии площадей, готовых к размещению высокотехнологичного оборудования, инженерная инфраструктура, для резидентов технопарков предусмотрены налоговые льготы регионального и местного уровня, выделяются субсидии на инновационную деятельность.

Причины применения общего режима налогообложения малыми предприятиями

Применять общий налоговый режим можно по целому ряду причин, например:


налогоплательщик не может применять «упрощенку», ЕНВД или иной налоговый
спецрежим, потому что не соответствует необходимым для этого требованиям;


налоговый спецрежим применялся, но налогоплательщик превысил допустимые
ограничения или нарушил требования (например, по числу работников или уровню
доходов), и в результате автоматически перешел на ОСНО;


общий режим налогообложения выгоден для организации, потому что она ведет
деятельность, для которой по налогу на прибыль предусмотрены льготы (например,
является участником центра «Сколково»);


фирме или ИП выгодно быть плательщиком НДС, поскольку большая часть
контрагентов работает на ОСНО и заинтересована во входном налоге.

Общая
налоговая система может применяться для всех видов деятельности без ограничений
по количеству сотрудников, размеру дохода и т.п.

Если вновь созданный налогоплательщик не заявил в установленном порядке о своем переходе на спецрежим, то ОСНО будет применяться к его деятельности по умолчанию – специально уведомлять ИФНС не нужно. Перейти добровольно на ОСНО со спецрежима можно с нового года, уведомив налоговую в срок до 15 января.

В
то же время, общая форма налогообложения может сочетаться с некоторыми другими
налоговыми режимами:


юрлица на ОСНО вправе совмещать его с ЕНВД по некоторым видам деятельности,


ИП могут совмещать ОСНО с ЕНВД и патентом по разным видам предпринимательства.

Обязательное
условие совмещения – ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому
виду своей деятельности. Нельзя совмещать ОСНО с «упрощенкой» и единым
сельхозналогом (ЕСХН).

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Правила составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами малого предпринимательства утверждены приказом Минфина России

«О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее —
).
Согласно

указанные экономические субъекты формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в объеме форм и по правилам, которые установлены для коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, до 1 января 2013 года были освобождены от обязанностей вести бухгалтерский учет в полном объеме и составлять бухгалтерскую отчетность. В соответствии с

с 1 января 2013 года они обязаны это делать наравне с организациями на общей системе налогообложения. Однако при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год они могут не приводить в бухгалтерском балансе данные по состоянию «На 31 декабря 2011 г.», а в отчете о финансовых результатах — данные «За январь-декабрь 2012 г.».

Бухгалтерский баланс субъекта малого предпринимательства состоит из заголовочной части и показателей, характеризирующих его финансовое положение.

В заголовочной части указывается:

  • отчетная дата, по состоянию на которую составляется бухгалтерский баланс;
  • полное наименование организации, код по ОКПО;
  • идентификационный номер организации в качестве налогоплательщика;
  • наименование основного вида экономической деятельности и его код по ОКВЭД;
  • наименование организационно-правовой формы и формы собственности и их коды по ОКОПФ и ОКФС;
  • единица измерения, в которой представлены данные в бухгалтерском балансе;
  • местонахождение (адрес) организации.

Показатели, характеризирующие финансовое положение субъекта малого предпринимательства, приводятся в виде таблицы, в которой указывается:

  • наименование укрупненного показателя бухгалтерского баланса;
  • данные на 31 декабря отчетного дата, предыдущего года и года, предшествующего предыдущему. При составлении бухгалтерского баланса за 2013 год указываются данные «На 31 декабря 2013 г.», «На 31 декабря 2012 г.» и «На 31 декабря 2011 г.» (если субъект малого предпринимательства зарегистрирован до 30 сентября 2011 года).

В бухгалтерском балансе, представляемом в орган государственной статистики и налоговый орган, после графы «Наименование показателя» расположена графа «Код». В ней указывается код строки согласно
.

Для укрупненных показателей приводится код строки для показателя, имеющего наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

Актив включает следующие показатели:

  • Материальные внеоборотные активы;
  • Нематериальные, финансовые и иные внеоборотные активы;
  • Запасы;
  • Денежные средства и денежные эквиваленты;
  • Финансовые и другие оборотные активы.

Пассив включает следующие показатели:

  • Капитал и резервы;
  • Долгосрочные заемные средства;
  • Другие долгосрочные обязательства;
  • Краткосрочные заемные средства;
  • Кредиторская задолженность;
  • Другие краткосрочные обязательства.

Отчет о финансовых результатах субъекта малого предпринимательства состоит из заголовочной части и показателей, характеризующих финансовые результаты его деятельности.

Заголовочная часть заполняется по тем же правилам, что и в бухгалтерском балансе.

В таблице с показателями указывается:

  • наименование показателя;
  • данные за отчетный период и за аналогичный период прошлого года. При составлении отчета о финансовых результатах за 2013 г. указываются данные «За январь-декабрь 2013 г.» и «За январь-декабрь 2012 г.».

В отчете о финансовых результатах, представляемом в орган государственной статистики и налоговый орган, после графы «Наименование показателя» расположена графа «Код».

В ней указывается код строки согласно

к приказу Минфина России
.
Для укрупненных показателей приводится код строки для показателя, имеющего наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

В отчете приводятся следующие показатели:

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике малые предприятия должны раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. В них же нужно расшифровать все изменения в учетной политике, которые будут применяться в следующем году (п. 25 ПБУ 1/2008).

По общему правилу последствия изменений учетной политики нужно отразить в бухгалтерской отчетности ретроспективно. То есть исправить данные бухгалтерской отчетности за весь период перерасчета.

Однако малые предприятия вправе отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности перспективно. Это означает, что новый способ ведения бухучета они применяют уже в текущем и будущем периодах. Исправлять же отчетность за предыдущие годы не придется. Такое право предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector