Публично-правовая компания: новый вид организаций

Характеристика и отличительные особенности

С точки зрения законодательства, непубличная акционерная компания представляет собой особую категорию субъектов хозяйственной деятельности. К числу основных отличительных особенностей относятся:

  • Ограничения по приему участников. Это могут быть только учредители. Они выступают единственными акционерами, так как акции компании распространяются только среди них.
  • Уставной капитал имеет нижний предел в 100 МРОТ, который формируется за счет внесения имущества или денежных средств.
  • Регистрации непубличного АО предшествует подготовка не только устава компании, но и корпоративного договора между учредителями.
  • Управление НАО осуществляется с помощью общего собрания акционеров с нотариальной фиксацией решения.
  • Количество сведений, которые непубличное АО должна размещать в открытом доступе гораздо меньше, чем у других видов АО. Например, непубличные акционерные общества, за небольшим исключением, освобождены от обязанности публикации годовых и бухгалтерских отчетов.

Раскрытие информации о деятельности третьим лицам

Принцип публичности подразумевает размещение в открытом доступе информации о деятельности компании. К числу сведений, которые публичная акционерная компания должна публиковать в печати (или в Интернете), относятся:

  • Годовой отчет компании.
  • Годовая отчетность бухгалтерии.
  • Перечень аффилированных лиц.
  • Уставная документация акционерной компании.
  • Решение об эмиссии акций.
  • Уведомление о проведении собрания акционеров.

На непубличные акционерные компании эти обязанности по раскрытию информации распространяют в сокращенной форме и относятся только к организациям, имеющим более 50 акционеров. В этом случае в общедоступных источниках обнародуется:

  • Годовой отчет;
  • Годовая бухгалтерская отчетность.

Определенная информация о непубличном АО вносится в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). К числу этих данных относятся:

  • информация о стоимости активов на последнюю отчетную дату;
  • сведения о лицензировании (в том числе – приостановления, повторного оформления и прекращения лицензии);
  • оповещение о введении наблюдения по определению арбитражного суда;
  • подлежащие публикации в соответствии со статьями 60 и 63 Гражданского кодекса РФ (уведомления о реорганизации или ликвидации юрлица).

Что говорит закон

Определение акционерного общества, как одной из форм существования коммерческих юридических лиц, закреплено в ст. 96 ГК РФ.

Согласно этому нормативному акту, возможны два основных вида АО – публичное и непубличное, пришедшие на смену открытому (ОАО) и закрытому (ЗАО) обществам.

Нормами Гражданского кодекса устанавливаются также:

  • порядок создания АО (ст. 97);
  • правила изменения размера уставного капитал в большую и меньшую сторону (ст. 99-101);
  • ограничения на эмиссию акций и выплату акционерам дивидендов (ст. 102);
  • правила проведения внешнего аудита (ст. 103) и пр.

Детально же все аспекты деятельности акционерного общества и его органов управления изложены в специальном нормативном акте.

Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ (далее — Закон) был принят 26.12.1995 г.

В его статьях положения Гражданского кодекса не дублируются, а развиваются и детализируются.

В тоже время Закон носит подчиненный характер и не может противоречить ГК. Такой вывод следует из норм ст. 1 Закона.

В действующей редакции закона об АО 14 глав, в которых содержится 94 статьи.

Большая часть заключенных в них норм имеет прямое действие, то есть не нуждается в развитии и конкретизации при помощи подзаконных актов.

Большая часть закона представляет собой подробную пошаговую инструкцию по созданию акционерного общества, проведению собрания акционеров, избранию органов управления, организации их деятельности, формированию и представлению отчетности, ликвидации юрлица.

Высшему органу управления акционерным обществом, исполнительным и ревизионным органам посвящены отдельные главы.

Помимо Гражданского кодекса и Закона об АО, нормы относящиеся к участникам общества, в том числе и входящим в органы управления, содержатся и в других нормативных документах.

В качестве примера можно привести Трудовой кодекс. В ст. 11 устанавливается обязанность для всех работодателей, независимо от организационно-правой формы, соблюдать нормы ТК РФ.

Особенностям регулирования трудовых отношений с участниками коллегиального и единоличного управляющих органов посвящена глава 43 ТК РФ.

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для: 

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:

«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера ().

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «».

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (, , ).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании ().

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (, ).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании ().

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:

«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).

Корпоративный договор

Почему ОАО стали ПАО? Это связано с внесением определенных изменений в Гражданский Кодекс в 2014 году. Одним из них оказался корпоративный договор.

Это соглашение заключается непосредственно между акционерами ПАО и НАО. По договору они обязуются воплощать свои права лишь таким образом:

  • Занимать определенную позицию при голосовании.
  • Устанавливать для всех акционеров единую цену на акции, принадлежащие им.
  • Разрешать/запрещать участникам приобретать акции в конкретных условиях.

Но при этом корпоративный договор никак не может обязать акционеров соглашаться только с позицией управляющего аппарата АО.

Надо отметить, что способы установления единой позиции какой-либо части или сразу всех акционеров существовали еще и во времена ОАО. Но тогда это было неким неформальным «джентльменским» соглашением. Теперь же стало официальным. Сегодня нарушение корпоративного договора — это достаточный повод для признания решений общего собрания незаконными.

Что касается НАО, такой корпоративный договор может стать для них дополнительным механизмом управления. Если подобное соглашение примут сразу все участники, то многие вопросы можно решать через изменение условий договора, а не устава вообще. Что более удобно, быстро и менее затратно.

Кроме того, для непубличных обществ законом была введена обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о подобных корпоративных соглашениях, если они ведут за собой серьезное изменение правомочий акционеров.

Виды имущественных прав акционера

К имущественным правам могут быть отнесены права, связанные с:

  • приобретением акций;
  • отчуждением акций;
  • получением дохода от принадлежащих акционерам акций в виде дивиденда;
  • получением части имущества в случае ликвидации общества;
  • с возмещением убытков, причиненных акционеру по вине акционерного общества.

В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых его акционерами.

Закон обеспечивает преимущественное право приобретения ценных бумаг общества и для акционеров открытого акционерного общества. Но это право возникает лишь при следующих условиях, если:

  • предметом приобретения являются дополнительные акции и эмиссионные бумаги, конвертируемые в акции;
  • указанные ценные бумаги размещаются посредством открытой подписки (при некоторых, оговоренных в законе условиях, акционеры открытого акционерного общества могут получить преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и при закрытой подписке).

К имущественным правам акционеров, связанных с приобретением акций, относится предусмотренное законом право конвертации одной категории ценных бумаг в другую. Из числа акций конвертации подлежат лишь привилегированные акции, обыкновенные акции не могут конвертироваться в другие ценные бумаги данного акционерного общества, но они могут конвертироваться в ценные бумаги других акционерных обществ в случае их слияния или присоединения.

Права, связанные с отчуждением акций, принадлежащих акционерам. Закон дает право акционерам отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

Акционеры обладают также правами, связанными с выкупом или приобретением у них акционерным обществом размещенных им акций. Такие ситуации возникают при:

  • уменьшении уставного капитала;
  • реорганизации акционерного общества;
  • совершении крупных сделок;
  • изменении устава акционерного общества.

Права, связанные с получением дохода. Акционеры и открытых, и закрытых акционерных обществ обладают правом на участие в распределении прибыли общества. Участие в этом процессе акционерами осуществляется через получение ими дивидендов по акциям, которыми они владеют. Данное право распространяется на владельцев и обыкновенных, и привилегированных акций. При этом размер дивидендных выплат по обыкновенным акциям не устанавливается и зависит от результатов деятельности общества. По привилегированным акциям в уставе общества должен быть определен размер дивиденда.

Условия реализации права акционеров на доход в виде дивиденда (порядок начисления, выплаты, ограничения на выплату и т. п.) определяются законом и уставом самого акционерного общества.

Право на получение части имущества в случае ликвидации акционерного общества. Участие в распределении между акционерами имущества ликвидируемого общества является правом акционеров.

Распределению между акционерами подлежит имущество, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.

Законом установлена очередность распределения оставшегося имущества между акционерами:

  • в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены обществом по требованию акционеров;
  • во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;
  • в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.

Право на возмещение убытков, причиненных акционерам. Акционеры обладают правом на возмещение ущерба, причиненного им акционерным обществом вследствие содержащейся в проспекте эмиссии недостоверной и (или) вводящей в заблуждение иной информации, распространяемой акционерным обществом.

Правом обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу (и соответственно акционеру) действиями или бездействием членов органов управления общества, обладают акционеры, аккумулировавшие 1% акций общества.

История

Внутренний двор Амстердамской фондовой биржи (или Beurs van Hendrick de Keyser на голландском языке), первой в мире официальной фондовой биржи . Современные публичные транснациональные корпорации (включая компании Forbes Global 2000 ) во многих отношениях являются «потомками» бизнес-модели, впервые разработанной голландской Ост-Индской компанией (VOC) в 17 веке.

Один из старейших известных сертификатов акций , выданный палатой ЛОС Энкхёйзена 9 сентября 1606 г.

В ранний современный период голландцы разработали несколько финансовых инструментов и помогли заложить основы современной финансовой системы. Dutch East India Company (VOC) стала первой компанией в истории выпуска облигаций и акций на акции для широкой публики. Другими словами, VOC была официально первой публичной компанией, потому что это была первая компания, которая когда-либо была зарегистрирована на официальной фондовой бирже . Хотя итальянские города-государства выпустили первые переводные государственные облигации, они не разработали другие ингредиенты, необходимые для создания полноценного рынка капитала : корпоративных акционеров. Как отмечает Эдвард Стрингхэм (2015), «компании с передаваемыми акциями восходят к классическому Риму, но обычно это были недолговечные усилия, и значительного вторичного рынка не существовало (Neal, 1997, p. 61)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector