Нко: их особенности и различия

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

  • публично-правовые компании;

  • адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

  • нотариальные палаты.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

  • № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;

  • № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

  • № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

  • № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;

  • № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

  • № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

  • № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;

  • № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

  • № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

  • № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

  • № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Плюсы создания АНО

Давайте рассмотрим преимущества выбора именно Автономной некоммерческой организации. 

Все некоммерческие организации имеют разные источники финансирования. Например, организации, которые основаны на членстве – Общественные организации и Ассоциации существуют за счет членских взносов и добровольных взносов. Фонд «живет» за счет пожертвований. По сути, все эти формы НКО могут существовать лишь на стороннее финансирование. Конечно, в таких формах НКО может осуществляться деятельность, приносящая доход, но она не является основным источником финансирования.   Например, фонд может провести фестиваль, билеты на который были бы платные. Средства, полученные за продажу билетов, являлись бы результатом приносящей доход деятельности Фонда. Но Фонд не может проводить такие фестивали каждый месяц, например.

Поэтому несомненным преимуществом Автономной некоммерческой организации перед другими формами НКО является то, что АНО создается с целью оказания услуг, которые она может оказывать в последующем на возмездной основе.  

Например, создан в форме АНО Центр развития плавания. В штат приняты тренеры, которые постоянно оказывают возмездные услуги по обучению плаванием детей и взрослых, а это значит, что у Организации есть постоянный доход. Различие между ООО и АНО в том, что полученные средства в Автономной некоммерческой организации не распределяются между ее учредителями, а остаются в Организации. Они могут быть потрачены на аренду помещений, на оплату труда тренеров и т.д.  

Кроме того, АНО вправе принимать финансирование из вне. Это значит, что заинтересованные в успешной работе АНО физические и юридические лица могут внести на расчетный счет средства на ее дальнейшее развитие. 

Еще одним плюсом Автономной некоммерческой организации является то, что она простая в управлении. Возможные варианты структуры управления в АНО мы рассмотрим ниже, но уже можно сказать что настолько мобильной структуры нет ни в одной другой НКО. АНО может создать один учредитель, он же может являться руководителем этой организации. То есть, по факту, для регистрации АНО нужно одно лицо.  Такая структура очень стабильна, так как сторонние лица не смогут исключить Вас из вашей же организации, чего не скажешь об Общественных организациях и Ассоциациях.  В таких формах НКО высший орган – Общее собрание членов, которое без Вашего желания может, например, отстранить Вас от должности Председателя Общественной организации, даже если Вы являетесь членом и учредителем Общественной организации. 

В Фонде же вообще учредители являются лишь инициативной группой, создающей Фонд. На момент регистрации в Фонде формируется высший коллегиальный орган управления, в который учредители могут и не входить, а это значит, что после государственной регистрации Фонда все полномочия по управлению перейдут к Совету, а не к учредителям, если только последние не войдут при регистрации в состав высшего органа управления. 

Какими видами деятельности занимаются НКО

Некоммерческое предприятие — это инструмент преодоления масштабных проблем в разных областях и решения огромного числа общественно значимых вопросов. НКО работают в следующих направлениях:

  • поддержка разных групп граждан, нуждающихся в помощи (семей, матерей-одиночек, сирот, пожилых людей, инвалидов);
  • культура, творчество, народные традиции;
  • образование и наука;
  • медицина, профилактика заболеваний, здоровый образ жизни;
  • любительский спорт, физкультура;
  • политика, общественные проекты;
  • разрешение профессиональных, гражданских и иных споров и конфликтов, включая судебные тяжбы;
  • юридические консультации, представительство в суде;
  • психологическая поддержка;
  • духовные и нематериальные потребности людей.

Социально-ориентированная НКО — это самый распространённый тип объединения такого типа в России на текущий момент. Его суть раскрывается в названии — решение проблем в социальной сфере. Это объясняется массовым спросом на такого рода услуги и слабой ролью государства в отрасли. В этот перечень входит:

  • поддержка и обслуживание социально незащищённых категорий людей;
  • помощь пострадавшим в авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;
  • сопровождение переживших насилие;
  • охрана природы, решение экологических проблем, популяризация бережного отношения к окружающей среде;
  • охрана исторических и культурных памятников;
  • представительство в суде;
  • защита национальной культуры;
  • поисковая работа;
  • образование и просвещение;
  • увековечивание памяти жертв политических репрессий;
  • борьба с коррупцией.


Выбор формы НКО – право её учредителей

Ликвидация АНО осуществляется в следующем порядке:

  • Во-первых, созывается заседание высшего органа управления, на котором принимается решение о начале процедуры ликвидации АНО и избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора). С момента избрания ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней/нему переходят все полномочия по управлению делами АНО. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о начале процедуры ликвидации по форме Р15001 и подается вместе с протоколом в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. В Москве документы необходимо подавать в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
  • Во-вторых, по истечении срока для внесения сведений о ликвидации АНО в Единый государственный реестр юридических лиц и получения документов, АНО делает публикацию о своей ликвидации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами в журнале «Вестник государственной регистрации». Данный срок не может быть менее 2 (двух) месяцев.
  • В-третьих, по истечении срока, отведенного для предъявления требований кредиторов, ликвидационная комиссия/ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления АНО. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15001 и подается вместе с протоколом о его утверждении в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.
  • В-четвертых, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия/ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается высшим органом управления АНО. На данном этапе проводятся все необходимые сверки с ФНС, внебюджетными фондами, чтобы за АНО не числилась задолженность. Если задолженности перед бюджетом нет, можно приступить к закрытию расчетного счета в банке или иной кредитной организации. Далее заполняется и удостоверяется у нотариуса уведомление о ликвидации по форме Р16001 и подается вместе с протоколом о его утверждении и иными необходимыми документами в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.

Важно! Ликвидация АНО считается завершенной после внесения сведений о ее прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.В связи с тем, что у территориальных органов Министерства юстиции более длительные сроки для принятия решения, срок для ликвидации автономной некоммерческой организации будет составлять в среднем 6 (шесть) месяцев. На практике, если АНО является нулевой, то можно объединить 3 и 4 этапы в один и представить все необходимые документы в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации одновременно

На практике, если АНО является нулевой, то можно объединить 3 и 4 этапы в один и представить все необходимые документы в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации одновременно.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

  • ведите список источников финансирования;

  • распределяйте целевые средства;

  • учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

  • планируйте бюджет и расходы;

  • заполняйте отчетность;

  • делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

  • и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Дата обновления материала: сентябрь 2019.

Вам также может быть интересно:

  • Регистрация НКО
  • Какую отчетность сдают НКО в Минюст
  • Гранты НКО: виды грантов и как получить грант
  • Возмещение расходов добровольцу
  • Правовые и налоговые аспекты деятельности добровольцев НКО
  • НКО и благотворительные фонды

Дополнительные продукты для НКО:

  • Программа для учета бухгалтерии НКО 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации 5
  • Создание Официального Сайта НКО
  • Программа для учета бухгалтерии АО 1С-Рарус: Бухгалтерия для адвокатских образований
  • Создание Сайта адвокатских образований
  • Мобильное приложение для руководителей Uconto: Отчеты руководителя

Некоммерческие организации

В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческой организацией (НКО) признается юридическое лицо, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В то же время НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В России НКО могут создаваться и функционировать в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

С 2008 г. российское государство активно поддерживает некоммерческие организации, ежегодно выделяя на их поддержку их деятельности гранты Президента РФ. В период с 2008 по 2013 гг. государство выделило грантов на общую сумму более 8 млрд рублей.

Особенности создания и деятельности отдельных форм НКО установлены Федеральным законом РФ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. и ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., которые по мере необходимости пополняются изменениями.

Порядок и правила закупок у СМП по 44 ФЗ

В Российской Федерации существуют стандартные требования, прописанные в законе № 44, по которым осуществляется основная часть закупок. Минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%. Чтобы закупать у подобного рода организаций, создаются конкурсы разного уровня:

  • Двухэтапные;
  • С ограниченным участием;
  • Открытые.

Дополнительно закупки у подобных организаций могут быть проведены путем:

  • электронных аукционов;
  • запросов предложений;
  • котировок.

Обязательное требование при участии в конкурсах, создаваемых государством, являться СОНКО и СМП. Так как такие организации выполняют ограниченное количество работ, начальная максимальная стоимость контракта на торгах не должна быть более 20 миллионов рублей.

В заявках участники закупок в обязательном порядке должны отметить, что они являются СМП или СОНКО (субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации). В ином случае они могут быть не допущены для участия в закупках.

В контракте также указывается, что если поставщики не начинают выполнять условия контракта субподрядчиков, то они несут гражданско-правовую ответственность.

Допустимый объем

Совокупный объем закупок утверждается на текущий финансовый год. При расчете учитывается и оплата контрактов, заключение которых состоялось до наступления текущего года, но которые будут действовать в течение него. Ранее в законодательстве в виде допустимого объема покупок у малого предпринимательства использовался предусмотренный заранее план-график.

Однако после были внесены изменения в закон №44 ФЗ, в результате которых минимальный объем закупаемого товара у субъектов малого предпринимательства не должен быть ниже 15%.

Способы осуществления закупок по 44 ФЗ

Согласно положениям ФЗ 44, существуют два способа осуществления закупок:

Неконкурентные закупки

Это закупки у единственного поставщика. Товар приобретается по причинам, которые перечислены в Федеральном законе. Обычно встречаются закупки, которые производятся по следующим причинам:

  1. Закупки у субъектов естественных монополий. Осуществляются на любую сумму. Информация о покупке публикуется на официальном сайте федеральной службы. Без публикации действие становится противозаконным.
  2. В соответствии с пунктом 4 статьи 93. Объем закупок не должен превышать 100 тысяч рублей. Общая сумма за год — не более 500 тысяч рублей. Данные о закупках из этой категории не размещаются на официальном сайте, но вносятся в реестр контрактов.

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки делятся на две группы:

  1. Открытые.
  2. Закрытые.

Открытые закупки популярны среди участников и заказчиков. Данные о манипуляциях размещаются на официальном интернет-ресурсе. Порядок проведения действий регламентируется статьями Федерального закона №44.

Закрытые закупки могут осуществляться на основании требований, предусмотренных статьей 84 — аукционы и конкурсы. Чтобы стать участником закрытого аукциона или конкурса, потребуется приглашение от заказчика. Для того чтобы узнать информацию о подобном мероприятии заранее, потребуется детально проанализировать план-график или отправить запрос потенциальному организатору о дате проведения конкурса.

Что можно закупать?

Согласно Федеральному закону № 44, у СМП можно покупать следующие виды товаров:

  • Зерна;
  • Овощи и культуры;
  • Рыбу;
  • Сырье для минеральных и химических производств;
  • Продукты пищевые;
  • Мука кормовая грубого и тонкого помола;
  • Жиры и масла;
  • Напитки;
  • Одежда;
  • Кожа и изделия;
  • Лесоматериалы;
  • Газы промышленные;
  • Химические компоненты;
  • Устройства автоматической обработки данных;
  • Оборудование;
  • Техника и бытовая электроника и так далее.

Прежде чем приобретать товары, услуги или работы, они должны быть утверждены в приказе, который действует с 1 января 2018 года.

Деятельность СОНКО

Помощь гражданам от муниципальной программы СОНКО выражается в основном в следующем:

  • Социальные услуги.
  • Благотворительность в натуральном виде.
  • Благотворительность в денежной форме.
  • Льготная, безвозмездная юридическая поддержка.

Источники пополнения бюджета и развития СОНКО следующие:

  • Прибыль от реализации собственных товаров, оказания услуг, выполнения работ.
  • Гранты от физических лиц, некоммерческих организаций.
  • Поступления от коммерческих фирм.
  • Выделения из госказны, внебюджетных фондов РФ.
  • Гранты от зарубежных государств, иностранных граждан, src=»https://News4Auto.ru/wp-content/uploads/2018/05/a087de29ec02e40d998077f70d67f0da.jpg» class=»aligncenter» width=»600″ height=»450″

Деятельность общественных организаций

Виды деятельности ОО должны быть указаны в ее уставе. По нормам ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.Организация, не перечислившая свои цели в уставе, может быть ликвидирована (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 24.04.2019 N 32-АПА19-1).

Даже занимаясь предпринимательской деятельностью в этих ограниченных рамках, они не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства (см. решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия от 24.11.2014 по делу № А61-3482/2014).

Согласно п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ ОО могут иметь территориальные подразделения. Они реализуют цели ОО, при этом являются самостоятельными юридическими лицами, а не ее филиалами или подразделениями, но действуют на основании единого устава.

Проводить документальные проверки деятельности ОО вправе Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 1 и подп. 30.10 п. 7 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» от 13.10.2004 № 1313.

Минюст контролирует:

  • исполнение ОО законодательства о некоммерческих организациях и общественных организациях;
  • использование имущества в целях, предусмотренным уставом. 

На основании проверок выносятся предупреждения и предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. решение АС г. Москвы от 14.12.2016 по делу № А40-189391/16). 

Регистрировать АНО самостоятельно или обратиться к юристам

Но перед тем как начну, хочу, чтобы вы обратили внимание на следующее. Не думайте, что создать АНО также легко, как ООО, и для этого достаточно скачать и заполнить формы документов из интернета

Не думайте, что создать АНО также легко, как ООО, и для этого достаточно скачать и заполнить формы документов из интернета.

Это была моя основная ошибка при первой регистрации АНО. Я считался себя очень умным юристом, хорошо подкованным в корпоративном праве и регистрации юридических лиц. Но, в итоге недооценил сложность задачи. Шаблоны документов (устав, протокол о создании) я скачал из Консультанта+. Был уверен, что они хорошо проработаны, и всё пройдет также легко, как с регистрацией ООО.

Доработал. Сдал. А через 2 недели поехал их забирать. От отказа в регистрации меня спасло только то, что я позвонил в Минюст и поинтересовался как идет процесс рассмотрения документов. Как выяснилось, специалист Минюста перечеркал все мои документы и предложил их добровольно отозвать, либо он напишет отказ.

20 минут мне потребовалось только для того, чтобы записать на консультации все замечания: что именно следует исправить в документах при следующей подаче.

При повторном рассмотрении уже исправленных документов специалист Минюста нашел еще ворох замечаний, так что документы пришлось еще раз отзывать для исправления. Таким образом регистрация АНО прошла у меня только с третьей попытки.

К чему я клоню.

Даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства.

Перед подачей съездите на консультацию в Минюст, покажите документы, задайте конкретные вопросы, если в чем-то сомневаетесь.

Все внимательно перечитайте и перепроверьте.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию АНО вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Если все, что я написал до этого момента Вас еще не окончательно отпугнуло от самостоятельной регистрации — дерзайте :). Ниже — мои рекомендации.

Некоммерческие унитарные организации — что это такое

Под унитарными некоммерческими организациями подразумеваются такие НКО, в которых предполагается, что их учредители не являются членами самой организации или ее участниками, а выполняют особые функции в рамках действующего законодательства, осуществляя непосредственное управление образованным юридическим лицом. В этом заключается главное отличие корпоративных и унитарных некоммерческих организаций. Так, в отличие от унитарных, корпоративные некоммерческие организации напротив, предполагают, что их участники одновременно являются и их учредителями и формируют высший орган управления.

Правовое регулирование деятельности некоммерческих унитарных организаций обеспечивается положениями следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон №7 от 12.01.1996 является основным нормативным документом, который регламентирует особый статус некоммерческих организаций, а также дает определение их основным видам, правам и обязанностям.
  • Статья 65.1 ГК РФ рассматривает понятие корпоративных и унитарных юридических лиц, а также четко и однозначно определяет основные отличия между ними.
  • Статья 123.17 ГК РФ посвящена правовому регулированию деятельности фондов, как одного из видов унитарной некоммерческой организации.
  • Статья 123.21 ГК РФ регламентирует функционирование такого типа унитарной некоммерческой организации, как учреждение.
  • Статья 123.24 ГК РФ обеспечивает правовое регулирование основных понятий об автономных некоммерческих организациях, которые также относятся к унитарной форме НКО.
  • Статья 123.26 ГК РФ устанавливает общие правовые нормы понятия религиозной организации, которые являются также унитарными НКО.

Таким образом, непосредственно из нормативов законодательства можно понять о существовании нескольких видов унитарных некоммерческих организаций, как имеющих членство, так и не имеющих такового.

Российское законодательство затрагивает вопрос деятельности унитарных некоммерческих организаций также во множестве иных нормативно-правовых документов и актов, в том числе в Налоговом кодексе, Трудовом кодексе и иных сборниках нормативов в контексте регулирования отдельных возможных в рамках ведения НКО деятельности правоотношений.

Пошаговая инструкция

Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:

  • Создание общего собрания о принятии решения по поводу ликвидации;
  • Поиск ликвидатора и его назначение. В качестве ликвидатора назначают лицо или группу лиц (ликвидационную комиссию). После этого собрание должно быть запротоколированно и закреплено подписями участников.
  • В течение трех дней необходимо обратиться в регистрирующий орган и подать заявление с бланком PH0005, протоколом собрания, уведомлением о назначении лица-ликвидатора или комиссии (бланк PH0006) и ксерокопии следующих документов: свидетельство об учете из налоговой, ИНН, выписка из ЕГР, документов, удостоверяющих личность участников, приказ о назначении бухгалтера, устав НКО. Такой набор документов необходимо отправить и в Министерство Юстиции, Фонд соц.страхования и в пенсионный фонд. Далее проверенные документы отправляются в налоговую и начинается ликвидация НКО.
  • Создание сообщения для “Вестника гос.регистрации” о прекращении НКО для всех заинтересованных в ее деятельности. Необходимо указать контактные данные, адреса, задолженности и, самое главное, название некоммерческой организации. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные кредиторы имели возможность связаться с организацией и выяснить претензии и проблемы. Ликвидатор или комиссия должны хранить документы о публикации данной информации в СМИ, а именно номер издания и само сообщение.
  • Следующий шаг — составление ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса). Он необходим для того, чтобы свести все данные об активах и пассивах. Баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Составление ПЛБ облегчит проверку налоговой и систематизирует все данные. Уведомление о составлении баланса составляется по бланку PH0007 и отправляется в ИФНС.
  • После нужно рассчитаться с кредиторами, если есть задолженности. Деньги выплачиваются сначала сотрудникам, потом фондам и банкам, физическим и юридическим лицам. При недостатке капитала ликвидатор имеет право продать имущество НКО для погашения задолженностей. Оставшееся имущество делят сотрудники организации, либо оно переходит к государству.
  • Составление ликвидационного баланса. Если долги отсутствуют, то он будет идентичен промежуточному.
  • Далее происходит оплата госпошлины — 800 рублей для юридических лиц. Отсутствие этой платы свидетельствует о банкротстве.
  • Предпоследний шаг — НКО исключается из ЕГРЮЛ. Это самый значимый момент в ликвидации. В регистрационный орган необходимо подать бланк PH0008 в оригинале, протокол о составлении ликвидационного баланса, документ об оплате госпошлины, заключение суда, регистрационное свидетельство, документ об уничтожении всех печатей организации. Весь пакет документов подает ликвидатор.
  • Сама ликвидация НКО в порядке суда.

Порядок регистрации общественной организации

Порядок регистрации общественной организации заключается в следующем:

  1. оформление всех необходимых документов, которые нужны для регистрации юрлица
  2. подготовка заявления вместе с документами для регистрации
  3. подача документов в Минюст России или в территориальный орган Минюста России, поскольку именно Минюст принимает решении о госрегистрации общественной организации
  4. в случае положительного решения Минюста налоговой вносится запись в ЕГРЮЛ о создании общественной организации, т.е. производиться госрегистрация организации
  5. документы о регистрации налоговая направляет в Минюст для выдачи заявителю

ВАЖНО: порядок взаимодействия Минюста и налоговой прописан в Приказе Минюста от 21.12.2010 № 19300. Регистрация требует наличия ряда документов

Среди них должна быть информация об учредителях, уставе, квитанция об уплате госпошлины, данные о банке, в котором открыт счет, и многое другое. Когда на руках есть список о требуемых документах, ничего нельзя упускать!

Регистрация требует наличия ряда документов. Среди них должна быть информация об учредителях, уставе, квитанция об уплате госпошлины, данные о банке, в котором открыт счет, и многое другое. Когда на руках есть список о требуемых документах, ничего нельзя упускать!

Госпошлина за регистрацию общественной организации составляет 4 000 рублей. Для создания необходимо определенное количество лиц – не менее 3-х. Наши специалисты советуют лично относить документы в территориальные органы юстиции или доверить процедура нам.

ПОЛЕЗНО: все про регистрация филиалов представительств с помощью нашего юриста

Когда нужна государственная регистрация общественной организации?

Для того чтобы осуществить юридическую регистрацию общественной организации, необходимо понимать, что под ней понимается. Это объединения лиц, которые защищают общие интересы или преследуют общие цели. Они создаются в добровольном порядке.

Такие объединения не стремятся получить деньги за свою деятельность. Если и образуется какой-то доход, то он не делится. Регистрация региональной общественной организации выполняется в органе в соответствии с областью.

Налоговая инспекция не может сделать запись в официальном списке юридических лиц без информации от этого органа, поэтому все зависит от него. В тоже время при положительном решении соответствующая запись должна появиться в реестре в течение пяти дней.

Виды НКО

НКО разграничиваются на законодательном уровне. Всего законодательство предусматривает 10 видов некоммерческих организаций.

Существующие НКО могут классифицироваться по следующим признакам:

  • цели функционирования;
  • объем имущественных прав, принадлежащих основателю;
  • состав лиц, имеющих статус основателей;
  • наличие или отсутствие членства в НКО и пр.

Основным критерием, который позволяет разделить все существующие виды НКО на две большие группы, является наличие/отсутствие членства в ней у ее учредителей.

Ниже мы привели таблицу, в которой отражены все виды некоммерческих организаций. Ознакомившись с ней, можно получить представление о направлениях деятельности НКО, их целях.

Особенности функционирования АНО

По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.

Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).

По целевой направленности АНО имеет различие с фондами. 

Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).

То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.

В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.

АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).

Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.

Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).

Устав АНО должен содержать сведения:

  • о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);

  • о месте нахождения;

  • о предмете;

  • о цели деятельности;

  • о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;

  • иные предусмотренные законом сведения.

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector